Гражданин и человек
Волна, поднятая инцидентом с исполнением ложного гимна на соревнованиях в Кувейте, вновь и вновь возвращается к казахстанским берегам. Государственные мужи разражаются гневными филиппиками в адрес неведомого врага. Мажилисмены требуют ужесточить наказание за надругательство над госсимволами. В обращении на имя премьер-министра Казахстана, госсекретаря и генерального прокурора депутат нижней палаты парламента Бахытбек Смагулов предлагает сажать посягателей на год:
- Падение флага - это все равно, что народ встает на колени. Если мы допустим подобные проявления - чего нам ждать завтра?
Отчего же непременно ждать завтра? Давайте попробуем понять, что происходит сегодня. Реакция на кувейтское недоразумение была вообще-то не однозначная. Огорчились все, но по разным причинам.
Кто-то воспринял случившееся с досадой за место своей страны в этом мире. Дескать, печально, но приходится признать, что о нас знают слишком мало. Вот даже спортивные победы вызывают у хозяев соревнований растерянность: Казахстан? Это где Борат? Да и в других сферах положение дел не лучше.
Другие же бросились защищать государственные атрибуты. Причем, не перед мировым сообществом, а исключительно для внутреннего пользования. Продолжая убеждать население в исключительной силе и влиятельности ее властей. И, думается, неспроста.
У рядового обывателя и чиновника принципиально различное восприятие собственной суверенности. Для нас главное - страна, для них - государство. Вещи созвучные, но все-таки разные. Для одних Казахстан - это территория и люди, на ней проживающие. Для других - устройство власти на этой территории и органы принуждения, ей подчиненные: армия, полиция, таможня… И пропаганда, которая должна убедить людей в силе и влиятельности этого государства, а значит, и его руководителей разных уровней.
Поэтому такого рода эпизоды, как фальшивый гимн или мусор, завернутый в национальный флаг - дорогой подарок. Они позволяют без особых усилий сплотить народ взрывом ложного патриотизма. Это как в спорте, когда мы сначала натурализуем иностранцев, а потом как бы радуемся их успехам на Олимпийских играх. А чему здесь радоваться, собственно? Когда золото берет свой, доморощенный олимпионик - понятно: можем! Ну, а если на высшую ступень пьедестала поднимается человек, которого связывает со страной только герб на майке? Чем здесь гордиться? Скорее ведь наоборот: не можем, коли приходится легионеров нанимать. Довольны могут быть только в спортивных министерствах, там у чиновников появляется лишний повод выпить - закусить за победу "отечества", и попросить дополнительного финансирования. Уважение за чужой счет?
Мудрый предприниматель нанимает иностранных специалистов не для того, чтобы они работали за него. Он хочет передать своим сотрудникам накопленный другими опыт и навыки, а потом перенести их в свое дело. Дальше - всем спасибо, теперь мы сами с усами. Недальновидный руководитель затыкает дыры в своем обветшалом хозяйстве. Здесь и сейчас, потому что чувствует свою временность. И стоит ли ему думать о завтрашнем дне? Вот тогда и обретают такое значение внешние атрибуты - машина с мигалкой, потрет президента над креслом, герб, гимн и все остальное. Потому так всполошились чиновники: не страну унизили - их лично. Если где-то не уважили национальные символы, значит, пренебрежительно отнеслись и к их высокой роли в той стране. А граждане своим гневом должны вроде как поддержать влиятельность начальства.
Кувейтский бум все продолжается, а о карагандинской катастрофе почти забыли. Почему? Рухнувший дом - новостройка в элитном районе, возведенный по государственной программе и развалившийся в несколько секунд. Дом на песке - как жуткий образ системных сбоев в устройстве общества и государства. И почти ничего - тишина. Чуть ли ни единственный вывод из случившегося - проверить другие новостройки. Ну, так ведь и в Караганде тот дом кто-то проверял, принимал. И все догадываются, как это происходило. Остальные комиссии лучше что ли?
После Кувейта последовали строгие оргвыводы. Наказан тренер сборной. Теперь все спортсмены обязаны пройти тесты на знание национального гимна. Но экзамен подразумевает оценку и какие-то действия потом. Вправе ли мы предположить, что чемпион мира, неправильно распознавший главную мелодию государства, будет после этого отстранен тренерским коллективом от участия в Олимпиаде? А иначе, зачем эти тесты? Для того, чтобы человек уважал свою родину, не обязательно наказывать. Надо - чтобы уважал. Сам. Поскольку - человек и гражданин.
... Однажды с моим коллегой приключилась беда в Северной Корее. В гостиничном номере он позволил себе выбросить в урну местную газету с портретом Ким Чен Ира. Чуть не посадили. Граждане КНДР как никто уважительно и трепетно относятся к своим национальным символам. Но в местные магазины наши кураторы настоятельно рекомендовали не заходить.