Голодные игры в любовь и революцию
Едва ли не самым ожидаемым фильмом 2014 года стало продолжение франшизы "Голодные игры", только что вышедшее на наши экраны. Подростковый блокбастер про условную страну Панем, в которой диктатура пытается отвлечь-развлечь народные массы жестокими играми по принципу "выживет тот, кто убьет всех".
Поначалу "Голодные игры" разворачивались в традиционном жанре "реалити-шоу на выживание" (здесь можно вспомнить классику жанра - "Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?" Сидни Поллака, "Бегущего человека" Пола Глейзера и, особенно, "Королевскую битву" Киндзи Фукасаку). Однако теперь игры радикально поменяли ракурс: война настоящая и еще в большей степени идеологическая и медийная - вот что составляет суть момента. И это уже далеко не фантастика, а самый что ни на есть реализм. Как ни парадоксально, "Голодные игры", снимавшиеся задолго до противостояния России и Украины, теперь идеально отражают этот глобальный конфликт интересов.
И, может быть, самое точное попадание фильма в жизнь (как стрела Сойки-пересмешницы в самолет противника) это то, что официальная пропаганда Капитолия в своем цинизме и изощренности ровно ни чем не отличается от СМИ радикалов оппозиции. И здесь и там, как говаривал доктор Хаус, "все врут".
Идеальный зритель третьей части "Голодных игр" - отец и дочь 12-16 лет. Потому что "Голодные игры" про коварство и любовь. Коварство - для папы, любовь - для дочери.
Спору нет, девочки субтильного возраста подсели на "Голодные игры" по-полной. Тут даже "Сумерки" с их вампирской мистерией теперь уже вчерашний день.
Дженнифер Лоуренс (Китнисс) играет в "Голодных играх" куклу Барби, которую можно наполнять любыми чувствами и желаниями подросткового возраста. Тут и влюбленность, и детский протест против тирании семьи и школы, и максимализм, и романтическая жертвенность. Но это все то, что вкладывает в Сойку-пересмешницу чувствительная и ранимая детская психология. Самой же Лоуренс в фильме играть просто нечего. Если так и дальше пойдет, то из подающей надежды актрисы ("Оскар" за роль в фильме "Мой парень - псих"), она окончательно перейдет к функциональным ролям girl next door.
Самое главное для агитки-пропаганды, а в этом сверхзадача Сойки-пересмешницы, - это поймать искренний пафос, в который поверят миллионы. Как писали классики, идея овладевает массами, когда она опирается на аргументы ad hominem, то есть, цепляет чувства достоинства и справедливости. Сойке это удается, а значит, роль новой Жанны Д'Арк и "самой стильной мятежницы в истории" ей обеспечена.
Собственно, война Китнисс по боку, она, конечно, может восстать и повести за собой народные массы, но в большей степени ее волнует любовь. И здесь по законам уже мелодраматического жанра возникает классический треугольник: красавчик Гейл любит Китнисс, но та "другому отдана (Пит) и будет век ему верна". Одним словом, все, как в "Сумерках": Бэлла любит Эдварда, а рядом с ней безответный Джейкоб, классический даосский герой - отважный, смиренный и сострадающий. И в том, и в другом случае девичьи симпатии в зрительном зале раздваиваются.
Филип Сеймур Хоффман, который ушел из жизни 2 февраля и которому посвящен фильм, играет в "Голодных играх" политтехнолога-хитрована с философским именем Плутарх, эдакого манипулятора, которому хватает одной улыбки, чтобы напрочь отбить веру в человечество.
"Голодные игры", собственно и в первую очередь, о технологии погружения голодных масс в сытые игры манипуляции. Здесь манипулируют все и всеми, от президента Сноу до рыжего кота. Последний наивно бегает за светом фонарика, становясь, подобно всем людям, очередной жертвой тотальной обманки.
Главное оправдание вялотекущей драмы "Голодных игр" в том, что развязка - впереди (во второй части), а пока нам предлагают все ту же обманку. В этом смысле создатели франшизы делают грамотный маркетинговый ход: растянуть удовольствие от прибывающего бокс-офиса.
В благополучной Америке поиграть в революцию или войну - дело привычное и зрелищное. И призыв к бунту - здесь безобидная эмоция, будь то мюзикл "Отверженные", или коммунистический блокбастер "Аватар". Зато в Китае "Аватар" шел ограниченным прокатом, дабы не спровоцировать на восстание обездоленные массы, а в Таиланде людей сажали за протестные жесты из "Голодных игр". Ведь кто знает, куда могут завести голодные игры в Голливуде в отдельно взятой стране?