Фестиваль вирусных идей
Недавно мне довелось участвовать в фестивале Go Viral, который уже второй год проводится в Алматы. Нынешний фестиваль длился три дня, с 15 по 17 июня, и посвящен он был тому, как сделать так, чтобы идея стала востребованной, приносила прибыль и духовное обогащение. Дело в том, что в современном мире главной ценностью является не какой-либо товар или услуга, а идея. Чтобы стать успешной, идея должна понравиться вначале одному, кто заразит ею нескольких, каждый из которых в свою очередь заинтересует этой идеей еще множество людей; и так в геометрической прогрессии. То есть идея должна стать вирусной.
О вирусной идее мечтают предприниматели, медийщики, маркетологи, политики, деятели культуры, науки. Такую идею невозможно сотворить в кабинетах чиновников или в умах "новаторов", взращенных госзаказами. Маловероятно, что она может родиться в модных сегодня инновационных хабах и технологических инкубаторах, в которые должны приходить с уже готовыми идеями. Она формируется в реальной жизни, в процессе диалога с теми, для кого такая идея может оказаться реально востребованной.
Именно в атмосфере такого диалога прошел фестиваль Go Viral, который предоставил возможность участникам открыто общаться на самые различные темы - от предпринимательства и технологий до политики, журналистики, кинематографии, медицины, исполнительского и декоративного искусства. Участники фестиваля - люди самых разных возрастов и профессий: от школьников и студентов до маститых ученых, известных журналистов и политологов, успешных бизнесменов с многолетним коммерческим опытом. Это был форум энтузиастов. На него не "загоняли" студентов, а чиновники не были обязаны присутствовать "по долгу службы".
Фестиваль Go Viral стал диалоговой площадкой, где генераторы идей из различных стран и континентов могли их продвигать с помощью социальных сетей и современных платформ, тестировать их с участием потенциальных пользователей. Это был поистине международный форум: на нем участники имели возможность открыто общаться с известными предпринимателями, изобретателями, политологами, киножурналистами, фотографами, артистами из США, Европы, Центральной Азии, которые щедро поделились своими секретами успешного взаимодействия с глобальной аудиторией.
"Каждый человек - это история", - сказал участник фестиваля Джон Стэнмайер - широко известный фотограф-документалист из США, работы которого размещались на страницах таких престижных изданий, как Time и National Geographic. "У каждого из нас есть самый лучший инструмент для того, чтобы изменить мир, - это камера мобильного телефона и ваше окружение: слушайте людей, запечатлевайте их истории", - сказал Стэнмайер.
Впечатляют масштабы фестиваля: почти 2 000 участников, перед которыми выступили 122 спикера из США, Великобритании, Германии, Латвии, Сингапура, Южной Кореи, России, Украины, Грузии, Молдовы Нигерии, Болгарии, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и, конечно же, из Казахстана. Один из спикеров - Рафаэль Варгас-Суарез, который в юности интересовался астронавтикой и математикой, изучал медицину в Нью-Йорке, но впоследствии увлекся художеством. Рафаэль говорил о творчестве, взаимосвязях, самореализации, призывая креативную молодежь мыслить глобально. Он сказал, что "мы живем в глобальном, но достаточно тесном мире, где никогда не знаешь, в какой стране проявят интерес к твоему творчеству, и в каком музее и городе окажется твоя работа, и нужно использовать эту возможность".
Как сказал Шерали Джурабаев, маркетолог и предприниматель из Таджикистана: "Планировать и контролировать вирусность идеи практически невозможно. Производите больше контента - думайте, кому вы адресуете его, какую выгоду получит тот, кто его будет смотреть или слушать; каждая идея должна содержать посыл".
Для меня как профессионала-медика, идея "вирусности" всегда носила коннотацию болезней, разрушений, страданий. Однако, в отличие от вирусов биологических, вирусная идея направлена на созидание, коммерческую прибыль, духовное обогащение, экономическое развитие, формирование социальной ответственности, одним словом, должна сделать жизнь людей лучше и качественнее.
Воодушевленный этими мыслями, я согласился выступить на Go Viral, чтобы "заразить" слушателей идеей управления собственным здоровьем. Для этого мы создали мобильные приложения symptomaster.com и zdrav.kz и в настоящее время разрабатываем специальные электронные браслеты, позволяющие самостоятельно следить за здоровьем путем оценки частоты сердечных сокращений, артериального давления, насыщения крови кислородом и других важных показателей.
Почему важно научиться самостоятельно управлять здоровьем? Должен признаться, что мы, медики, не в состоянии справиться с более чем 14 тысячами известных на сегодня болезней, против большинства из которых современная медицина не обладает достаточным арсеналом средств. Часто в этом огромном
калейдоскопе медицинской информации нам просто не хватает знаний и опыта. Мы не застрахованы от врачебных ошибок и нередко просто устаем и выгораем от изнурительного и высокоответственного труда. Это реальность, и нужно с пониманием отнестись с нелегкой врачебной профессии.
Выход видится в том, чтобы создать такие условия, когда граждане имели бы возможность предупреждать болезни и самостоятельно выявлять их на ранней стадии. В помощь им - цифровые технологии в виде указанных мобильных приложений и носимых устройств. Они позволяют врачу удаленно следить за здоровьем своего пациента. Это своего рода "Uber медицины", где в роли пассажира выступает пациент, а водителя - врач. Убежден, что только такая технологичная модель, основанная взаимодействии врача и пациента, с ответственностью относящегося к своему здоровью, позволит рационализировать здравоохранение, сделать его более качественным и безопасным.
О том, как можно было бы эту идею превратить в вирусную, я спросил у Дидар Кул-Мухаммед - члена команды Go Viral, выпускницы Гарварда и Оксфорда, автора нашумевшего проекта Abai Cartoons, который стал поистине вирусным. Дидар обнадежила меня, сказав, что представленная мною идея исключительно благородная и востребованная, и поэтому она "обречена на успех". В связи с этим вспомнилась мне история создания известного стартапа Airbnb, когда его соучредители Брайан Чески и Джо Геббия обратились за советом к основателю легендарного бизнес-инкубатора Y-Combinator Полу Грэму. Тот посоветовал им… "не терять время, а идти к людям, которые, вероятнее всего, нуждаются в вашей идее". На следующий день после фестиваля я внимательно изучал результаты опроса среди пользователей наших технологий; они оказались весьма многообещающими. Я сел за руль и поехал к своим пациентам.
В средние века фестивали обычно проводились осенью в знак благодарения богам за собранный урожай. Для меня фестиваль Go Viral - это богатая "пища для размышлений" о том, как можно помочь людям сохранить здоровье. С нетерпением буду ожидать следующего фестиваля 2019 года.