"Евразия": какие фильмы стоит посмотреть?
В этом году мне довелось быть отборщиком XII Международного кинофестиваля "Евразия", который откроется завтра 24 сентября и продлится ровно неделю.
Почетная и вместе с тем душераздирающая работа отборщика состоит в том, что ему хочется выбрать в основной конкурс полнометражного и короткометражного кино много чего интересного и достойного, но количество мест ограничено и приходится кого-то оставлять за бортом. Увы, но такова проза фестивального формата.
Тем не менее в основной конкурс полнометражного кино отобраны 13 фильмов из Франции, Казахстана, Турции, России, Азербайджана, Израиля, Чили, Индии, Грузии, Филиппин... Еще 15 работ будут соревноваться в конкурсе короткого метра.
В 13 фильмов основного конкурса вошли три казахстанские картины - фильмы совершенно разные по эстетике (киноязыку) и режиссерской манере. И если камерная, почти театральная история "Раз в неделю" Игоря Пискунова строится на блистательном актерском дуэте Юрия Померанцева, "нашего милого доктора", и молодого Родиона Толоконникова, сына известного актера, то два других фильма берут за душу острой социальностью. Седьмая картина в творчестве Жанны Исабаевой "Бопем" рассказывает пронзительную историю подростковой мести на фоне смерти Аральского моря и это внятная метафора на тему того, что происходит сегодня с нами.
Однако, еще более жестко и правдиво эта метафора выстроена в фильме лидера "партизанского кино" Адильхана Ержанова "Чума в ауле Каратас", уже названном лучшим азиатским фильмом на фестивале в Роттердаме и завоевавшем главный приз на российском "Киношоке". Поразительно, но эта арт-хаусная картина говорит на художественном языке игрового кино глубже и сильнее, чем кино документальное. Будет ли эта лента понятна простому зрителю, нужна ли она ему - решать самому зрителю. Будет ли она очередным "фильмом, позорящим Казахстан" - решать Министру культуры.
Что же стоит обязательно посмотреть в основном конкурсе кроме наших фильмов? Индийскую каритну "Когда деревья в цвету", которая, кстати, откроет конкурс 25 сентября. Это трогательная лента на тему "Кто же сегодня главный в стране: военные или дети?".
Другой нравственно-психологический ракурс "о самом важном" предложен в философской притче из Азербайджана "Красный сад", в которой дается извечное напоминание о том, что только любовь открывает дорогу в Рай. По контрасту с азербайджанской притчей в бурный круговорот семейных страстей попадают герои фильма "Незаконнорожденный" - совместное производство Франции, Румынии и Польши.
27 сентября можно будет по-достоинству оценить "свадебную драму" из Израиля "Песчаная буря", отмеченную в этом году Гран-при фестиваля независимого кино "Сандэнс". Отличный фильм, опять же совместного производства Франции, Великобритании и Чили, будет показан 28 сентября: "Заброшенные земли" - история двух братьев, для которых война в Ираке трагически отозвалась на чилийских просторах. Ну и конечно, "На районе" - пробивающая до слез филиппинская драма. Вообще, кино из Филиппин сегодня в тренде всех международных фестивалей. И это не просто мода. Это сильное кино, всякий раз доказывающее - там, где филиппинский фильм - там обязательно будет приз жюри.
Кстати, о жюри. Его в этом году возглавит российский режиссер Валерий Тодоровский. Его коллегами станут режиссер из Ирана Реза Миркарими (чей фильм "Дочь", уже получивший главный приз Московского фестиваля, будет показан 29 сентября), бренд кыргызского кино режиссер Актан Арым Кубат и наш актер Досхан Жолжаксынов. Предпочтения такого авторитетного и разнообразного жюри предвосхитить очень сложно и даже невозможно. Будет ли оно склоняться к тому, что главный приз должна получить казахстанская картина, и тогда выбор будет сделан между "Чумой" и "Бопемом". В первом случае нас ждет триумф опального режиссера, во втором - режиссера эпатажного. Хотя, возможно, жюри будет искать компромисс и присудит награду филиппинской картине "На районе" или кому-то другому.
Тем более, что еще по одному поверью претендентов на главный приз показывают в последний день фестиваля, а "Чума" и "На районе" идут как раз в последний фестивальный день 29 сентября.
В конкурсе короткометражного кино все еще более непредсказуемо. И здесь о вердикте жюри во главе с нашим режиссером Дарежаном Омирбаевым можно только гадать. Из 15 картин продолжительностью в 5, 20 и 40 минут нужно выбрать лучшую. Сразу же скажу, что у "наших", а их в конкурсе будет пять, шансы очень хорошие. И не потому, что возглавляет жюри Дарежан и наши картины в его вкусе "правдивого соцреализма", а потому что они действительно хорошо сделаны молодыми режиссерами. Мои фавориты - фильм Дархана Тулегенова "Луч утренней зари" и картина Айсултана Сеитова "Шакал", снятая без монтажа, одним законченным планом.
Впрочем, не стоит забывать, что конкурс короткого метра, который впервые вошел в "Евразию", тоже международный. А это значит, что картины из Малайзии, Франции, Израиля, Китая, России и Кыргыстана никак не хуже, иначе их бы просто не было в конкурсе.
И последнее. Перед фестивалем журналисты, как правило, спрашивают: "А кто приедет из звезд?". На этот вопрос я бы ответил так: приезд таких режиссеров, как Реза Миркарими с фильмом "Дочь" ценнее, чем дефиле на красной дорожке Киану Ривза или Сары Джессики Паркер. К тому же звезды запрашивают звездный гонорар, а девиз фестиваля "Любовь во всех ее проявлениях". А ее, как завещали "Битлз", купить нельзя.
Да и потом, что бы вы выбрали: парочку "звезд" и дорогие билеты на все фильмы или разнообразное фестивальное кино и свободный вход на все картины? Правильно. "Евразия" выбрала второе. Поэтому, приходите на все фильмы основного конкурса, на конкурс короткометражного и детского кино, на фильмы "Созвездия Шакена" (наше кино последних двух лет), на ретроспективы и отдельную программу казахстанской классики, на программы "Европа" и "Азия", на внеконкурсные показы и почувствуйте вкус настоящего кино.