Долги наши-2
Наши предки говорили: "Не велико заблуждение, коль назад нашел дорогу к своим". Поняли это на прошедшей неделе и некоторые наши современники. Помните, весь Казахстан кипел праведным гневом на соседей из Узбекистана, арестовавших группу наших альпинистов за незаконный переход границы? МИД слал ноту протеста, пресса вопрошала: как же так? за что? это же дети! И вот - победа: мы вернули заблудившихся соплеменников домой, безо всяких штрафов и уголовных дел в Узбекистане. Вызволили из ужаса застенков на чужбине. Как рассказывают сами "сидельцы", условия были не курортные:
- Там железная дверь, окошечко, называется "кормушка" и "дырочка", - это рассказывают наши "сидельцы". - Люди, которые отсидели в тюрьмах, тоже там были у нас, все в наколках такие. Они говорят: "В тюрьмах условия лучше".
Как говорится, "на чужбину попав, поймешь, как дорога Родина". А дома встретили альпинистов радушно: добро пожаловать к следователю.
- Мы узнали, - недоумевает один из вернувшихся, - что теперь уже на родине на нас заводят уголовное дело за "умышленно незаконное пересечение границы в сговоре лиц". Вот от этого мы в шоке, конечно!
Никогда не спрашивай, что тебе должна Родина, это ты ей всегда должен. А дома, как утверждает древняя казахская поговорка, и воздух - лекарство. Так что дышите чаще…
На родине, тем временем, появился новый повод для удивления. Через месяц после боя в балхашской колонии вдруг выясняется, что четверым заключенным вроде бы удалось бежать. Раньше говорили, что во время штурма погибли 16 человек. Теперь вот следователи уже не уверены в этом:
- Цифра - 16 погибших - была объявлена в связи с тем, что именно такого количества осужденных не досчиталась администрация. А теперь выяснилось, что тел четверых осужденных среди взорванных тел нет.
Что же получается? Опасные преступники месяц гуляют на свободе, а полиция только сейчас это заметила? Но не зря мудрецы учили - "человек идет по проложенной человеком дороге, чего один не знает, узнает другой". И другой человек, из ДВД Карагандинской области, успокоил разволновавшихся соотечественников:
- Да, граждане, вы действительно можете видеть на стендах "Объявлены в розыск" фотографии заключенных из колонии в Балхаше. Но это все не по-настоящему. Просто мы не уверены в личностях четверых погибших, и по закону должны формально объявить их в розыск. Это мы их как бы ищем. А на самом деле никого не ищем. Мы тех, кого якобы ищем, сразу нашли в завалах взорванного здания. Просто мы пока не знаем, кого нашли.
Вспомнилась на прошедшей неделе и другая поговорка: "Обещанные утром долги к обеду забывают, обещанные в обед - к вечеру".
70 строителей метро Алматы требуют отдать задержанную зарплату за год. Два раза, говорят, директор давал гарантийные письма, обещал отдать долги, но так и не заплатил - по миллиону тенге на каждого.
- Сколько, сколько?! - удивляется начальник. - Какие еще 70 человек? В моей компании работали всего 15 сотрудников, остальных 50 я знать не знаю и видеть не видел.
Древние считали так: “не видел” - только одно слово, “видел” - уже много слов. И, как теперь говорят, важно еще и под каким углом зрения смотреть, особенно из начальственного кресла. Да, и от самого кресла многое зависит.
Вот как видят, например, место для своего руководителя в Костанайском ЦОНе на сайте госзакупок: регулируемое по высоте, с механизмом качания, обтянутое кожей высшего качества, цвет бежевый. Сам начальник говорит, что это все подчиненные придумали, а он и не ведал. Но добавил, тем не менее, что хорошее кресло - это вам не просто сиденье - это уже "вопрос имиджа".
Кстати, заботливые подчиненные заложили еще одно требование к креслу начальника - функцию самоторможения. Очевидно, по известной поговорке: "Излишняя осторожность лишний раз беду отводит". В том смысле, что костанайский ЦОН уже не раз замечался на неправомерной трате бюджетных денег. За что прежний его директор со своим креслом расстался, а бывший руководитель аппарата акима области отдает долги налогоплательщикам в колонии.
Старую пословицу "Сорок дней приветствуй того, кто один раз накормил тебя" можно воспринимать и как наказ нашим начальникам. Дескать, не забывай, на чьи деньги живешь, да не перепутай, кто кому должен. Не как в Актау, например. Там сорокаградусная жара привела к тому, что горожане остались без электричества. Тяжело, жалуются люди. А главный инженер электросетей отвечает:
- Я не хочу напрямую винить жителей, но десять лет назад они за лето тратили 8,9 мегаватт, а теперь уже 94.
В общем, скромнее надо быть жителям, накупили, видишь ли, кондиционеров. Хотя главный инженер и не хочет никого "напрямую винить". Горожане, конечно, понимают трудности начальства, но все-таки - в сорок градусов без кондиционеров…И потом, как-никак 12 лет прошло, жить стали лучше. Нет? Скромнее надо быть? А то, что мы за электричество платим вне зависимости от того, есть оно или нет? Да, да, конечно, это наш гражданский долг. А ваш? Ну, понимаем, понимаем - объективные трудности. Все 12 лет или только теперь, под вашим руководством?
Ну, да ничего: потерпим еще, попотеем - здоровее будем. Старики ведь недаром говорят, "пока пот не выйдет, болезнь не уйдет".
Но тут, как нельзя некстати, пришла весть из соседней России. Там в деревне Сосновка Кировской области случилось небывалое происшествие. К 90-летней старушке забрались в дом воры. Все перерыли, но не найдя ничего стоящего, расстроились и оставили хозяйке 500 рублей. Да еще записку приложили: "Это вам на жизнь, бабушка!". Пострадавшая прослезилась и сказала, что такого отношения к себе во всю жизнь не видела: спасибо вам, граждане воры.
Современность древней присловицы "вся щедрость бая - на языке" в полной мере ощутил автор знаменитого памятника крылатой фразе "Где-где? В Караганде!". Человеку не заплатили гонорар, но он не отчаивается:
- Ну, кинули и кинули, ничего не поделаешь. Такое в нашей работе бывает. Редко, но бывает. Где-то раз в пять лет.
После случившегося скульптор обновил монумент. В кармане у одного из героев сделал надрез с надписью "Копилка". Туда карагандинцам предлагается кидать монетки. На счастье. Как в народе говорят, "чем барыш без выгоды, лучше утрата с пользой".
Ну, и отдельный рахмет за хорошие новости хоккеистам. Есть в КХЛ одна казахстанская команда - "Барыс". Теперь может появиться вторая - "Алматы". Начальник клуба видит самые радужные перспективы:
- Проект весьма амбициозный и рассчитан на несколько ближайших лет. Ориентировочно на три-четыре. Главная проблема заключается в финансировании. Были бы деньги, могли бы вступить в КХЛ хоть с этого года.
Скептики, правда, напоминают, что "Алматы" был создан всего год назад, в национальном первенстве занял предпоследнее место, да и играть команде негде. В общем, "в кармане ни гроша, а сам заглядывает в зубы верблюда". Но оптимисты стоят на своем: были бы деньги, мы бы уже сейчас!..
Откуда могут появиться деньги, пока молчат. Все, чем запомнилась прошедшая неделя, говорит, скорее, о том, как много у нас долгов перед простыми людьми. Так что будем помнить мудрость древних: "В долг съеденное мясо костью кишки проткнет".