Докапитализация банков: цена вопроса?
Президент страны Нурсултан Назарбаев обратился к акционерам казахстанских банков, отметив необходимость решать вопрос повышения устойчивости финансовых институтов через их слияние и/или докапитализацию. В этой связи попытаемся оценить требуемую сумму для докапитализации казахстанских банков.
Прежде всего надо полагать, что ранее заявленные государством 2 триллиона тенге пойдут в основном на решение вопроса по ККБ-БТА. Соответственно, оценка о необходимой докапитализации по банковской системе будет производиться без них.
Для начала попытаемся понять масштаб проблем, стоящих перед отраслью и, соответственно, размер необходимой поддержки. В качестве проблемы, требующей вливания капитала, выступают "неработающие кредиты" банков. Тут оценки весьма различны. С одной стороны, есть данные НБРК о уровне кредитов с просрочкой свыше 90 процентов на уровне 7,3 процента на 1 марта текущего года. С другой стороны, есть данные международного рейтингового агентства Moody’s, согласно которым в рейтингуемых им банках страны проблемные кредиты составляют 37 процентов. Это примерно соответствует тому, что банки показывают в качестве начисленного, но не полученного вознаграждения в банках и кредитов с просрочкой платежа. В целом оценки Moody’s об уровне неработающих кредитов представляются как заслуживающие большего доверия в текущих условиях.
С другой стороны, имеются уже созданные провизии банками. Надо полагать, что они соответствуют заявленному уровню "неработающих кредитов" - 7,3 процента на начало марта. И наконец, необходимо учесть нормальный уровень неработающих кредитов. В наших условиях можно принять его за 5 процентов.
Соответственно, требуется досоздать провизий на 37-7,3-5 = 24,7 процента кредитного портфеля, который без учета данных ККБ составляет на начало марта 11,6 триллиона тенге. Соответственно, банкам требуется еще 2,86 триллиона тенге. С учетом объявленных планов по слияниям (БЦК и Цесна Банк и другие) эта сумма снижается до порядка 2,6 триллиона тенге. Вот примерно такая сумма нужна акционерам банков. Решать эту проблему акционерам можно по трем основным направлениям.
Часть данной суммы (и весьма солидную) можно "закрыть" за счет покупки "страховок", что, конечно же, дешевле. В условиях повышения темпов роста экономики страны в следующем году, как показывают модели НБРК, это вариант не кажется таким уж фантастичным. Бонусом для остальной экономики будет развитие рынка деривативов в стране, что весьма приветствуется.
Другим направлением выступает резкое увеличение прибыли банков, чтобы закрыть необходимые провизии через нераспределенную прибыль текущего года. В текущих условиях это игра на валютном рынке, "раскачивая" тенге, можно как хорошо заработать, так и потерять. Ну и наконец, остается вариант слияний и поглощений с другими банками. Хотя по примеру "Казинвестбанка" может быть и другой вариант "выхода из бизнеса" - отъем лицензии и дальнейшие процедуры банкротства банка. Поэтому НБРК надо внимательно следить за этим, чтобы не пострадал широкий круг юридических лиц, которые держат расчетные счета в этих банках. Паника с "перебеганием" юридических лиц из банка в банк может подкосить и вполне здоровые банки. Будем надеяться, что НБРК грамотно отработает данные вопросы и с правительством, и НПП "Атамекен", и мы сможем пройти этот путь без потерь.