Для других
Я не считаю себя специалистом по корпоративным подаркам (которые организации вручают по праздничным поводам своим партнерам, клиентам и другим "близким"; не путать со взятками, преподносимыми под видом корпоративных подарков), но в силу работы имел дело со многими такими, как чужими, так и собственными, то бишь от возглавляемых мною компаний. Так что обоснованное личным опытом мнение о том, какими корпоративные подарки могут быть, а - главное - какими корпоративные подарки не должны быть, у меня есть. Могу поделиться.
Основные категории неправильных подарков - "лишь бы что-нибудь", "как бы пооригинальнее" и "самому нужно".
Подарки из категории "лишь бы что-нибудь" опознать легко. Они бездушны, бесфантазийны и дарятся "для галочки". Пофигистичны, в общем. Их самый распространенный признак - откровенная дешевизна и/или второсортность. Чтобы было нагляднее, представьте себе унылый подарок в виде вялых, умирающих цветов на 8 Марта. Правда, надо учитывать, что абы-кабы подарки могут быть и дорогими: всё зависит от подарочного бюджета дарящей организации и отношения ее руководства к удельным размерам подарочных затрат. Второй признак данной категории подарков более универсален: они бесполезны и, как правило, вызывают желание немедленно отправить их куда-нибудь с глаз долой. Например, в мусорную корзину, поскольку даже для передаривания такие подарки не пригодны (если только вы не являетесь еще бОльшим пофигистом по сравнению с теми, кто вам эти подарки выбирал). Обычно в качестве подобных подарков используется какой-нибудь сувенирный ширпотреб, единственное назначение которого - быть на секундочку засвеченным именно как подарок. Что будет с этим одноразовым сувениром дальше, дарящего не волнует.
Подарки из категории "как бы пооригинальнее" более живучи: просто от них жалко избавиться сразу по причине их очевидной немаленькой цены. Но при этом они точно так же бесполезны, как и сувениры из вышерассмотренной категории, хотя и души в них вроде бы поболе (только эта душа адресована не вам, а самому дарителю, собой любимому). В качестве примера могу привести попадавшиеся мне непонятные, но весьма солидные по весу, объему и упаковке конструкции из металла, дерева и литого стекла, в которые были вмонтированы то ли часы-карлики, то ли компасы для гномиков. По прямому назначению эти сооружения применить было трудно, так как удобство пользования встроенными в них приборами было близко к нулю. В другом качестве данные приспособления тоже были никчемны. Так что простояв-пролежав пару лет в распакованном виде в дальнем углу, они в конечном итоге оказывались там же. То есть на помойке. Опознать подарки из второй категории можно по ощущениям от них: они явно подчеркивают богатство воображения и щедрость дарителей ("полюбуйтесь, что я придумал, не жалея денег"), совмещенное с безразличием к тому, насколько нужны и просто потребительски удобны эти подарки для получателей. К этой же категории подарков можно отнести и разнообразный китч, который может быть очень и очень недешевым.
Третья категория подарков может быть полезной - если вашим наклонностям повезло совпасть с личными потребностями работников, составлявших список будущих подарков. Подарки данной категории не столь вопиюще непригодны как упомянутые ранее. Просто надо понимать, что при их выборе ваши интересы учитывались меньше всего, так как этот выбор обосновывался тем, что именно хотел бы бесплатно (за счет подарочного бюджета) получить работник дарящей организации, получивший доступ к процессу "подаркосочинительства". С подобными подарками нет особых проблем, кроме того ощущения, что подарок вообще-то изначально предназначался не вам. Что тоже неприятно.
Встанем на место дарителя. Шаг первый, простой, но наверно самый важный: при формировании перечня будущих подарков нельзя допускать в него те подарки, которые вызовут у получателей желания их передарить, спрятать подальше или выкинуть. Шаг второй, посложнее, с учетом того фактора, что корпоративные подарки обыкновенно преподносятся большому количеству людей с разными взглядами на вещи: надо выбрать те виды подарков, которые подходят всем или почти всем. Ну и третий шаг, опять-таки простой и даже приятный: нужно выбрать конкретные подарки, руководствуясь хорошим вкусом, хорошим вкусом и еще раз хорошим вкусом. Ну, еще и пониманием вкусов одариваемых.
Подсказка первая. Корпоративные подарки, как правило, не покидают пределы кабинетов их получателей. Поэтому что-нибудь прагматично-офисное (но более нарядное относительно ассортимента рядовых канцелярских закупок) будет выглядеть вполне уместно. Только не надо злоупотреблять своими логотипами, тем более что правила делового поведения во многих компаниях прямо запрещают открыто демонстрировать офисные принадлежности с чужими товарными знаками. Цена и размер при этом ключевой роли не играют.
Подсказка вторая, тоже на канцелярскую тему. Есть поводы, например, смена календарного года, по которым все дарят примерно одно и то же. На тот же Новый год многие компании дарят ежедневники и календари разных видов. Соответственно, у получателей подарков происходит нечаянное ежегодное соревнование по красоте и удобству таких ежедневников и календарей. Проигрыш в таком соревновании не смертелен, но немного неприятен. Так что если вы не можете себе позволить заказать дорогие ежедневники-календари с оригинальным дизайном и высоким качеством исполнения, лучше эти писчебумажные изделия оставить для своих работников, а партнерам-клиентам подарить что-нибудь поинтереснее. Например, всегда нужные стопочки бумажек для заметок (еще лучше - липкие листки типа Post-It) с неброским логотипом вашей компании.
Подсказка третья. Вообще-то, подарки - это бизнес. У приличных фирм, которые специализируются на поставке корпоративных подарков, есть каталоги, в которых вполне можно отыскать подходящие варианты. Не понравилось у одной фирмы, можно обратиться к другой.
Подсказка четвертая. Можно сделать корпоративный подарок сугубо личным по назначению, но не менее запоминающимся и при этом недорогим. Например, подарить небольшую коробочку "Раффаэлло", плитку горького шоколада в упаковке с фирменным наименованием вашей компании, маленький мешочек казахстанских конфет, несколько штучек киви в пластиковой посудке (кто не знает, это на самом деле плоды лианы актинидии китайской, а "киви" - торговое название культурной разновидности указанных плодов, выведенной в стране киви, то есть в Новой Зеландии).
Подсказка пятая, универсальная. Главное - не количество подарков, а их качество. И еще очень важно отношение дарящего к получателям, которое подарок несет в себе и с собой.
Удачи. Жизнь прекрасна. А корпоративный подарок - хорошая возможность подчеркнуть ее прелесть. Причем не только для получателя подарка, но и для его дарителя: от ощущения того, что подарок доставил удовольствие другим людям. Только для этого подарок должен быть правильным. Не ошибитесь.