Дети разных народов 20 лет спустя
Там, где день 1 июня сохранил значение детского праздника, все как всегда. В Москве, в Астане и в Мелитополе. Конкурс рисунков на асфальте. "Пусть всегда будет мама!". Мороженое и аттракционы. Взрослые умиляются детской миролюбивости : ах, какие они все похожие , никакой розни - ни социальной, ни национальной. Мама, мороженое, мелок в руках… Эх, что же происходит с ними потом?
Все как всегда - и 5, и 10, и 20 лет назад. Вот как раз последние 20 лет, после распада СССР, и дают возможность понять, что происходит с нами потом.
Центр Москвы. Полицейский патруль останавливает приезжего, как говорится, не славянской внешности. Проверка документов. Разговор через губу. Хозяин. После серии терактов в столице пристальное внимание к кавказцам понятно. Но перед ним не кавказец - казах. Какую опасность он представляет? Я слежу за происходящим чуть поодаль, и вижу как растет скрытое напряжение в этом диалоге. Казах проходит уже не первую такую проверку, он еще от предыдущей не отошел. И с каждым разом все труднее сохранить хладнокровие в ситуации, где даже собственное спокойствие кажется унизительным.
Обеим "сторонам" немногим за 20, они из поколения, рисовавшего на асфальте где-то в 1991-м. 20 лет люди взрослели вместе со своими государствами. И вот теперь исподлобья вглядываются друг в друга в столице некогда общей страны. Что сейчас их связывает и что разъединяет? Насколько мы теперь далеки друг от друга?
Московский полицейский, естественно, сам приезжий. Мучается где-нибудь в общаге, собирает взятки для оплаты начальству за свое "хлебное место", а все "понаехавшие" для него на одно лицо. В центре столицы летом 2011-го молодой провинциал хранит родовые черты "старшего брата" советских времен. Уверенность в том, что без России никто из "бывших" и сейчас ничего бы не имел. Не хотели жить в Союзе - почувствуйте разницу.
В СССР в основном прибалты демонстративно отказывались разговаривать по-русски. И вот Таллинн двухтысячных. В сувенирной лавке продавщица эстонка записывает перевод незнакомых ей слов и признается, что активно изучает русский язык. Потому что много покупателей из России. Ничего личного, просто бизнес.
В офисе белорусского президента надпись на двери его кабинета выведена по-русски - "Президент РБ А.Г. Лукашенко". Еще недавно две страны заявляли о готовности полноценного Союза братских народов. Сегодня Батька обещает запретить деятельность российских СМИ на своей территории. Столь уничижительную критику в адрес чужого лидера московская пресса позволяет себе только там.
На Украине в избирательные бюллетени впору вносить новую графу - "цена на газ". А в Грузии теперь качество "Боржоми" и вина напрямую зависит от личности президента. Почувствуйте разницу.
Самым спокойным местом на постсоветской политической карте остается Казахстан. Я не могу себе представить проверку по национальному признаку на улицах Астаны. Никогда не видел разоблачительных репортажей отсюда по российскому ТВ и не слышал призывов о помощи от местной оппозиции.
Стабильность власти во многом объясняется и тем, что ее интернациональная политика устраивает всех. В разной степени, но - всех. Казахстанские русские рассказывали мне, что они поддерживают Нурсултана Назарбаева, может быть, больше, чем сами казахи. За эту вот стабильность.
Остроумное решение языковой проблемы помогает понять и дальнейший вектор развития общества, каким его видит власть. Не усиливать роль казахского, а ввести полноценное триязычие. В первом случае все равно сохранится объективное соперничество по национальному признаку ( ну, потому что два - это один на один, верно?). Во втором - государство, минуя несколько этапов, выходит на современные образцы Евросоюза . Где человек меряет себя уже не нациями, а личностями. Когда все равно, где жить и с кем работать. Если вы тоскуете по березкам и закату в степи, значит, у вас нет iPаd.
Разговоры о национальной самоидентификации сегодня кажутся неуместными, потому что разрушилась ее основа. Что такое патриотизм, в конце концов? Один из способов защиты от внешнего врага, по принципу "свой - чужой". Верх патриотизма - нацистская Германия. Московский полицейский живет в стране, которая все еще воюет. Враг внутри страны - от чеченского подполья до маршей несогласных. Так говорил ему начальник, пересчитывая купюры. Недруги повсюду - от Америки до Японии и от Грузии до Украины.
Но в этом списке нет Казахстана. Как-то удалось его руководству удержать дистанцию - от помощи не откажемся, но все же останемся сами по себе. Какие есть. Для Москвы постсоветские экономические структуры - это способ сохранить влияние в новых границах. Для Астаны - дорога в Европу. В буквальном смысле . Если нельзя проложить туда тропу в обход России, значит, надо использовать ее возможности к собственной выгоде и спокойно пройти свой путь.
Молодой казах выдержал испытание на московских улицах. Впереди его, наверное, ждет новый патруль. Такая страна. Неприятно, но и не более того. В конце концов, он приехал сюда не в поисках лучшей доли - просто командировка.
Тучные времена собрали в российской столице гастарбайтеров отовсюду. Ее дворы метут таджики, на стройках - украинцы и молдаване, за прилавками рынков - весь постсоветский интернационал и бывшее социалистическое содружество. Среди них казахстанцев мало, а те, кто работает, занимают не последние позиции в крупных финансовых и производственных корпорациях.
Сами казахстанцы понимают, что живут не в идеальной стране. Но они - живут, используя во благо собственные реалии, не придумывая их, и не заглядываясь на "лучшие образцы". Здесь не борются за звание великой державы, а строят ее. Въедливые критики указывают на кажущуюся неторопливость развития страны, не замечая, что кричат уже в спину уходящему.
Всему свое время. Вот подрастут эти детишки с мелками…