"Большой и добрый великан", или "Аватар" с эффектом свистопопсиля
Сегодня в наш прокат выходит новый фильм Стивена Спилберга "Большой и добрый великан" (оригинальное название - BFG, от Big Friendly Giant) - экранизация одноименного романа (1982) английского писателя Роальда Даля, автора известного бестселлера "Чарли и Шоколадная фабрика" (1964).
Даль, кстати, умер в 90-м, а до этого проклинал Голливуд за все неудачные попытки перенести на экран его произведения, включая и "Шоколадную фабрику". "Великана" ставили в театре и в 1989 году на телевидении в виде анимационного фильма, так что Спилберг осуществил вторую попытку его экранизации, уже в виде игрового фэнтези, как раз к 100-летию со дня рождения писателя.
То, что проект был сокровенным и желанным говорить не приходится. В семье Спилберга сказка Даля был настольной книгой, которую Стивен читал всем своим семерым детям.
Книга книгой, но чтобы воплотить ее в двухчасовой сказочный фильм необходимо было добавить фантазии, приключения и новых, оригинальных деталей. Одним словом, визуализировать сюжет. И здесь главную работу проделала Мелисса Мэтисон, писавшая сценарий "Инопланетянина".
Об этой уникальной женщине стоит сказать особо. Когда-то она была няней у детей Фрэнсиса Форда Копполы, придумывая для них увлекательные истории. Одну из таких фантазий услышал Спилберг и предложил Мелисе написать сценарий "Инопланетянина". В очередной раз убеждаешься в том, что человек, способный на живое воображение и душевность, может создавать великое! К сожалению, Мелисса Мэтисон умерла в прошлом году, сценарий "Большого и доброго великана" был ее последней работой и фильм посвящен ей.
Спилберг - гений массовой культуры. Именно такой, какой она должна быть: увлекательным и ярким приключением, волшебным и завораживающим аттракционом.
Он снял "Инопланетянина" в 1982 году. Это была трогательная история о том, как десятилетний мальчик Эллиот спасал инопланетное существо с телом черепахи и мордочкой Альберта Эйнштейна. В истории кино эта лента осталась примером искренней и трогательной дружбы.
В чем ценность "Инопланетянина"? И почему и сегодня, 34 года спустя, его нужно показывать детям? Потому что в нем заложено абсолютное доверие и любовь ко всему существующему. Земному и неземному. Космическое чувство, на которое инстинктивно способны только дети.
Инопланетянин боится. Он абсолютно одинок. И он за три миллиона световых лет от дома. Таков был слоган фильма.
Через треть века Спилберг перевернул историю своего шедевра. Теперь уже абсолютно одинок не космический пришелец, а десятилетняя Софи (дебют Руби Барнхилл), не имеющая дома и родителей. А большой и добрый Великан спасает ее от бессонницы и злых Великанов-людоедов.
Добряк-Великан, которого злые сородичи называют Коротышкой, занимается увлекательной работой: в своей алхимической пещере он закатывает в стеклянные банки волшебные детские сны. И в тот самый момент, когда Великан показывает Софи "светогрёзика", рисующего ее волшебный сон, фильм превращается в детский "Аватар", восхищая и гипнотизируя очередным чудо-изобретением.
Комичность сказки Даля, подхваченная Спилбергом и отлично отработанная в дублированном переводе, в том, что Великан говорит "криворот-нашиворот", каждый раз забавляя своей дислексией весь зрительный зал от мала до велика. При этом, главной смехотворной вещицей Великана становится бутылочка с зеленым напитком и "пузырьками наоборот", обладающая гремучим эффектом "свистопопсиля", проще говоря - испускания газов.
В прошлом году Спилберг снял "Шпионский мост" с Томом Хэнксом, где главной находкой стал Марк Райлэнс в роли советского разведчика Рудольфа Абеля. За эту роль Райлэнс получил "Оскар", сыграв потрясающе обаятельного героя одним лишь выражением глаз.
Когда я впервые увидел Райлэнса и посмотрел в его счастливые глаза, говорил Спилбрг, я сразу подумал, что именно он должен быть тем Великаном, о котором я мечтал 25 лет. Так, из советского разведчика Райлэнс, оцифрованный в формате motion capture, превратился в 8-метрового Великана.
В современном фантазийном кино талант режиссера всегда предполагает технологию воплощения замысла. И для того, чтобы все получилось, как задумано, порой приходится ждать годами и даже десятилетиями. До тех пор, пока созреют технологии. Так Кэмерон ждал свой "Аватар", а Спилберг своего "Великана".
Януш Камински, неизменный после "Списка Шиндлера" оператор Спилберга, в очередной раз демонстрирует безупречное движение камеры, а чудотворную работу художника Рика Картера иначе, как сказочной не назовешь.
И, конечно, музыка. Джон Уильямс пишет музыку к фильмам Спилберга уже более сорока лет. И уже не разобрать, из каких интонаций прошлых шедевров собран саундтрек "Великана", главное - он как всегда погружает нас в волшебный мир искусно сделанной сказки, в которой взрослое и детское соединяются в магическом кристалле абсолютного кино.
И, наконец, главное - только таланту Спилберга удалось превратить очаровательную и забавную детскую сказку в эпическую историю дружбы и любви.
И лишь об одном жалею я теперь, когда фильм вышел на экран. Что Великана в нем сыграл не Робин Уильямс (актер покончил собой два года назад). Повзрослевший Питер Пен из спилберговского "Крюка" мог бы стать тем добрым Великаном и сделать магию картины еще более комичной и обворожительной.