А что если мы, люди - это вирусы нашей планеты?
Авторский блог профессора медицины Алмаза Шармана
В шотландском городе Глазго начался 12-дневный глобальный климатический саммит COP26. На нем собрались многочисленные участники, включая экоактивистов, президентов и премьер-министров ведущих стран мира, чтобы обсудить глобальное потепление и другие проблемы изменения климата. Ученые прогнозируют, что из-за парниковых газов к концу нынешнего века ожидается повышение температуры во многих частях земного шара на полтора градуса.
Температурные сдвиги приводят к мутациям и появлению опасных бактерий и вирусов, потенциально вызывающих эпидемии, пандемии. Расширение жизнедеятельности человека повышает вероятность его контактов с опасными патогенами. Недавно известный журналист Вадим Борейко, ссылаясь на одну из моих ранних публикаций, с некой ухмылкой спросил: мол, неужели я до сих пор верю в естественное происхождение нынешнего коронавируса.
Моя точка зрения не изменилась. Изначально она полагалась на обнаружении еще в 2016 году коронавируса, геном которого имел 96-процентное сходство с геномом нынешнего коронавируса, вызвавшего пандемию. То открытие было сделано у летучих мышей, обитавших в горнорудных шахтах южнокитайской провинции Юнань. Основываясь на скорости мутаций, ученые предположили, что та и нынешняя разновидности коронавирусов имели общего предка, который 40 лет назад впервые заразил летучую мышь. За счет эволюции один из них приобрел свойство заражать человека и вызвал нынешнюю пандемию.
Недавно ученые обнаружили новые разновидности коронавирусов, которые имеют еще большее генетическое сходство с виновником пандемии. Их выделили из крови летучих мышей, обитающих в пещерах Северного Лаоса. Анализируя коронавирусы из других источников, ученые надеются воспроизвести эволюционное дерево, объясняющее естественное происхождение коронавируса, вызвавшего нынешнюю пандемию.
Во всем этом ключевую роль играют контакты человека с летучими мышами, обитающими в дикой природе. Чем чаще происходят такие контакты, тем выше вероятность попадания потенциально опасных разновидностей коронавирусов в организм человека. Это создает оптимальные условия для обмена генетическим материалом между различными коронавирусами - биологического феномена, который называется рекомбинацией генов. В результате может возникать новая разновидность, способная прикрепляться к человеческим клеткам, приобретая заразные и болезнетворные свойства.
Такая вероятность могла значительно ускориться в результате активного расширения жизнедеятельности человека в ареалы обитания диких животных. За несколько лет до пандемии китайское руководство в рамках борьбы с бедностью анонсировало масштабную программу освоения новых территорий. Она предусматривала переселение около 14 миллионов крестьян в лесные массивы, где им предлагалось создавать фермы по выращиванию и торговле дикими животными. Не исключено, что некоторые из них оказались зараженными болезнетворными коронавирусами и затем попали на пищевой рынок в Ухане, откуда и началась пандемия.
Однако выяснить это вряд ли удастся. Дело в том, что в феврале 2020 года, сразу после начала пандемии, китайские власти закрыли десятки тысяч ферм, уничтожив продукты их промысла, а также запретили торговлю и употребление в пищу диких животных. Это сделало маловероятным выяснение источников происхождения и распространения болезнетворных вирусов.
Конечно, нельзя исключить безалаберность сотрудников вирусологической лаборатории в Ухане, где собирались образцы различных штаммов коронавирусов от летучих мышей, чтобы изучать их на патогенность. В любом случае я считаю, что деятельность человека сделала нынешнюю пандемию практически неизбежной. По мере того, как человеческая цивилизация бесцеремонно вторгается в окружающую природу, строя фермы, автомобильные дороги, горнодобывающие карьеры, мы разрушаем среду обитания диких животных, вынуждая их приближаться к человеку.
Между тем около 70 процентов вирусов происходит от животных. Результатом экономической деятельности человека становится изменение климата, ведущее к значительному увеличению вероятности заражения человека вирусами и бактериями, которые ранее были свойственны только диким животным.
Думая о естественном происхождении нынешней пандемии, недавно мне на ум пришла метафора. А что если представить нашу планету в качестве живого организма, а нас, людей, в роли обитающих на ней вирусов. Подобно тому как коронавирусы распространяют свое болезнетворное влияние в человеческом организме, истощая ресурсы, подавляя иммунную защиту, ограничивая поступление кислорода и повышая температуру тела, мы, люди, нещадно эксплуатируем планетарные ресурсы, разрушаем атмосферный защитный слой, истощаем запасы кислорода и вызываем глобальное потепление.
Так же, как коронавирусы доводят пациентов до грани выживания, а затем заражают других, так и человечество, доведя нашу планету до грани экологической катастрофы, начинает поиски других планет для будущего заселения. Как далеко мы можем пойти в такой безрассудности?
Алмаз Шарман, президент Академии профилактической медицины, член Американской ассоциации здравоохранения
Другие полезные статьи о здоровье и предупреждении болезней можно прочитать на zdrav.kz. Также у профессора Шармана есть YouTube-канал "АЛМАЗные советы".