À la guerre comme à la guerre? - 2
Начало лета выдалось бурным на разного рода внутренние и международные события, которые переплетаются друг с другом самым причудливым образом.
Внутри страны отправлен в отставку министр Абденов. Лидер нации принимает соломоново решение по постепенному повышению пресловутого пенсионного возраста. И хотя явно реальные организаторы этого скандала уходят в сторону (но не мимо активистов социальных сетей, где звучат имена и призывы к справедливости), сам скандал демонстрирует и силу казахстанского общественного мнения, и роль в его формировании Интернета, в особенности "Фэйсбука".
Становится ясно, что самым главным для нашей страны является консолидация нации вокруг грядущих вызовов. Внимательный наблюдатель может заметить, что все относительно недавние явные, полу- и скрытые действия государства направлены на концентрацию ресурсов страны, будь то доклад Тажина по истории (об этом - в других материалах отдельно, важнейшая тема!), пенсионная реформа вкупе с объединением пенсионных же фондов и все шаги во внешней политике, все вместе они выглядят, как тщательная подготовка к грядущим важным событиям.
Схожие действия предпринимаются и в России. Арестован еще вчера всесильный мэр Махачкалы, что обещает изменения политики России на Северном Кавказе, этом "слабом" месте федерации. Отправлен в отставку идеолог прошлого десятилетия Сурков - наверное, следует ожидать изменения политической линии на главных телеканалах и СМИ страны, которые коснутся и нас, поскольку РФ и РК живут в одном информационном пространстве. Сам Путин идет на не очень популярный шаг с разводом, вероятно, "зачищая" свое "уязвимое звено" в преддверии будущих информационных атак. Планируется объединение гигантов машиностроения: белорусского ОАО "МАЗ" и российского ОАО "КАМАЗ", уже создается база российских ВВС (приветствие Европе!) в Беларуси. "Неуступчивость" России же по сирийскому вопросу уже ведет к реваншу Асада в Алеппо, втором городе страны и важным с точки зрения суфийских ценностей, и, похоже, либо закончится отставкой Эрдогана в Турции, либо его вхождением на эшафот турецкой истории через начало войны с Сирией - войны, которая грозит обратиться распадом государства (прощайте, грезы о пан-тюркском союзе). А нарастающие там волнения ведут этого государя к его Сцилле и Харибде (англичане говорят - "between the devil and the deep blue sea").
Повсеместно налицо отмена существовавшего до этого статус-кво, и перемены, похоже, проистекают напрямую из тектонических сдвигов в международной обстановке. Главным "застрельщиком" которых (впрочем, как всегда в истории, чему тут удивляться?) является поступательное возникновение европейского супергосударства. Очередное наступление на "восточном фронте" ознаменовалось 5 июня 2013 года постановлением Европейской комиссии разрешить Латвии вступление в валютный союз. В предыдущем материале уже писалось о козырях позиции Казахстана на сегодняшней мировой арене, и как европейцы через состоявшийся на днях визит Баррозу, предположительно, попытаются повлиять на нашу политику по дальнейшей интеграции, особенно на столь важном участке "Украинского фронта". Теперь в Казахстан ожидается прилет еще одного высокопоставленного гостя - британского премьера Дэвида Кэмерона. Можно предположить, что сей скорый визит ставит целью дезавуирование каких-то предварительных договоренностей нашего руководства с континентальной Европой. Настоящая имперская политика, divide et impera. И любимая наша национальная игра про "тендер". Победителя покажет история.
Однако самым главным ньюсмейкером недели стала КНР с визитом Си Цзиньпина в США и осуществленным Китаем выходом на новый качественный уровень Большой Игры. И если на публике Обама и китайский лидер демонстрировали крайнее дружелюбие, визит ознаменовался серьезными уступками со стороны дяди Сэма. Впервые от супердержавы потребовалось отойти от установленного "имперского" протокола и согласовывать заранее повестку саммита, ограничившись корейским кризисом, Сирией, кибершпионажем и обсуждением напряженности в Южно-Китайском море. Ситуация в Сирии складывается в пользу союзников, РФ и КНР; разделенных корейцев "принудили" сесть за стол переговоров по принципу "Шаг вперед и два - назад".
В двух последних вопросах Америка заняла агрессивную политику, обвинив Китай в кибершпионаже и поддержав позицию Японии по спорным и богатым ресурсами островам Сенкаку (Дяоюйдао). При этом хорошо видно, что киберресурсы самих США превосходят любую другую страну, обвинение, по сути дела, дает "зеленый свет" доктрине Обамы по началу глобальных кибервойн и упрочению американского мирового цифрового могущества - следует ли нам ждать активизации изменений в Интернете в том числе и повсеместно, как защитной реакции более слабых в виртуальном пространстве государств, включая Казахстан и РФ? Конфликт же в Южно-Китайском море лишь открывает двери для наметившейся милитаризации Японии и ее возврате в активную глобальную политику. Следующим шагом должен стать поворот России к более агрессивным действиям на своем Дальнем Востоке, и изменение внутренней политики на этом направлении.
Но главное китайское "иглоукалывание" произошло в самом чувствительном для США месте: впервые со времен холодной войны возникла угроза их контролю над проливами, а точнее - над Панамским каналом, или вернее, появление альтернативы ему. Никарагуа отдает столетнюю концессию китайской компании на строительство трансокеанского канала через свою территорию. И если предыдущая попытка Китая выскользнуть из-под зависимости от поставок энергоресурсов через контролируемый ВМФ США Малаккский пролив путем взятия в управление пакистанского порта Гвадар в Индийском океане закончилась резким обострением в Тихоокеанском бассейне, один Бог знает, чем ответит разъяренная североамериканская империя на покушение нанести удар в ее вотчину, которая одновременно и есть ее ахиллесова пята, - Латинскую Америку.
Вспоминая крылатое выражение Александра Сергеевича, чей день рождения также отмечался на прошлой неделе и совпал с днем опубликования новости из Никарагуа, так и хочется воскликнуть: "Ай да Ортега, ай да да сукин сын!".