Гонорары из Петровки, сэр
Какая занятная история вышла вокруг спора защитников прав исполнителей с хозяевами фитнес-центров и бильярдных.
Дескать, музыка у вас звучит? Звучит. Деньги с посетителей берете? Отдайте. Двадцать тысяч в месяц в пользу правообладателей.
Так ведь не за музыку здесь деньги платят, это же фитнес-центр, а не концертный зал. Ну, хорошо тогда две тысячи в месяц.
-Они сказали, что тарифы зависят от площади заведения, - рассказывает предпринимательница.
Но такой размах цифр, как правило, говорит о том, что расценки берутся откуда-то сверху. С потолка, например. Позабавило и предложение оплатить народную музыку. А у кого на нее права? Так вот же, в законе написано: имеем право собирать вознаграждение "для тех правообладателей, с которыми такие договоры не заключены». А потом три года их искать «в целях выплаты вознаграждения по принадлежности".
Иногда законы веселят. Мне не хватает фантазии представить, как по всему белу свету кто-то ищет автора песенки, прозвучавшей в салоне красоты какой-нибудь Петровки. Вот, дескать, сэр, ваш гонорар. А если не найдут за три года - вернут деньги обратно в Петровку? А тот, чья музыка звучала чаще, получит больше? А как и кто подсчитывать будет? У вас все ходы записаны?
И почему парикмахерские не охвачены, рынки, вокзалы? Там тоже постоянно что-то звучит. И всюду коммерческая деятельность.
Вот только… Музыка эта ведь с купленных дисков льется. То есть, по логике, авторские права уже оплачены. Или нет?
И я, как бы, не против охраны интеллектуальной собственности, но чего-то не понимаю. Как будто слушаю спор юристов. Вроде бы каждое слово знакомое, а в смысл вникнуть не могу.
Спел человек песню, собрал деньги со слушателей - поделись с автором. Понимаю.
Пришел в парикмахерскую, мастер во время стрижки музыку включил - поделись. Не понимаю. А если там клиентов нет, но песенка звучит - это как? Уже не коммерческая деятельность? А, может, автор должен платить парикмахерской - за рекламу?
Или вот вы купили автомобиль и решили частным извозом заняться. Надо ли теперь доплачивать его производителю?
В России, например, этими сомнениями заморачиваться не стали. Дорогой Никита Сергеевич (Михалков) предложил брать отступные с каждого произведенного носителя. На нем еще ничего нет, но авторские заплати. Потому как ведь что-то будет на этом диске записано, иначе зачем его производить и покупать? Железная логика. И главное, в этом случае не надо никого три года разыскивать. Все в общий котел, на нужды культуры.
Признаюсь, мне все чаще кажется, что законы пишут исключительно для юристов. Ну, чтобы их гонорары поддержать в спорах о букве и духе закона. Они дискутируют, а мы пытаемся понять.
Вот, например, что такое музыка? Набор нот в определенном порядке, выбранном автором. А если исполнитель фальшивит, то ведь это уже другая музыка, правда? Теперь понимаете, что на эстраде происходит? Это они экономят на авторских гонорарах.
Чаще всего, разгадка сути того или иного конфликта кроется в деталях. Случайно оброненное слово может сказать больше, чем целый трактат в защиту своей позиции. Вот спорят хозяйка фитнес-центра и защитники авторских прав, ссылаются на статьи закона, международную практику, правила ВТО… А потом вдруг выскакивает реплика о том, что тарифы вознаграждения правообладателю «зависят от площади заведения». И как-то все на свои места становится. В том смысле, что главное в этом споре не авторское право, а, скорее, - площадь заведения. Пожарные приходили? Санэпидемслужба проверяла? Теперь мы идем к вам.