2 триллиона тенге и банки: чего хотеть?
Одной из важнейших экономических новостей февраля можно назвать объявление о новой программе оздоровления банковского сектора страны размером в два триллиона тенге (порядка пяти процентов ВВП). Таким образом, Нацбанку вслед за обязанностями по работе над обеспечением экономического роста предоставляются и достаточно мощные ресурсы. Вопрос, насколько эффективно они будут затрачены, зависит от поставленных целей.
Эксперты высказывают различные предположения относительно использования данных средств. В этой статье хотелось бы сформулировать то, как следовало бы направить данные средства с точки зрения экономики страны в целом.
Рассмотрим озвученные цели программы подробнее. С одной стороны, зампред НБ РК Олег Смоляков достаточно четко сформулировал, что данные средства пойдут на докапитализацию фонда проблемных кредитов в рамках поручений по оздоровлению банковского сектора. Таким образом, цель - это выкуп проблемных кредитов? Если да, тогда логичен вопрос - достаточно ли провести выкуп проблемных кредитов банков и тем самым оздоровить сектор? Если цель - несколько улучшить ситуацию в секторе, то да, если же вывести его на траекторию устойчивого развития, то ситуация сложнее. Дело в том, что у банков проблемы не только со стороны активов (качество кредитов), но и со стороны пассивов ("непредсказуемые" депозиты). Тут нужен комплексный механизм рефинансирования банков, который бы поддерживал здоровую конкуренцию между банками, но не "перегревал" рынок. В частности, как отметил председатель президиума НПП "Атамекен" Тимур Кулибаев, вся долгосрочная тенговая ликвидность в стране находится под контролем НБ РК, а без нее невозможно диверсифицировать экономику страны и решать другие стратегические вопросы отечественной экономики. Кредитные средства определяют как значительную долю совокупного спроса в экономике, так и инвестиций.
Также для фундаментального оздоровления банковского сектора необходимо развитие новых инструментов риск-менеджмента, подкрепленное серьезными суммами финансовых средств. В частности, развитие инструментов передачи рисков - валютных, кредитных и других, что предполагает развитие рынков деривативов, секьюритизации кредитов и других с обязательным вовлечением иностранных инвесторов. Однако в этом направлении планов пока что не озвучено.
В любом случае акционерам банков (участвующих в программе) целесообразно ставить план по повышению рейтинга от международных агентств в течение одного года - двух лет. Для чего можно составить план работ (возможно, с привлечением рейтинговых агентств) по нивелированию слабых сторон текущей финансовой устойчивости банков - структура пассивов, качество корпоративного управления и так далее. Для общества повышение рейтингов было бы наиболее приемлемым публичным индикатором улучшения финансового состояния банков и успешности данной программы.
С другой стороны, если цель несколько шире - поддержать экономический рост в стране через оздоровление банковского сектора в свете новых обязанностей НБ РК, то тут всплывают другие аспекты. Прежде всего, плохие долги банков это обратная сторона проблемы чрезмерной долговой нагрузки отечественных компаний реального сектора. Это важный фактор в снижении инвестиционной активности отечественного бизнеса. С двумя триллионами тенге в этом направлении можно много чего сделать полезного, очистив балансы банков и сняв удавку с многих отечественных компаний, в том числе для их участия в Третьей индустриализации.
Здесь необходимо учитывать, что долг собственно банкам казахстанских компаний составляет 8,8 триллиона тенге, а, например, перед иностранными контрагентами - 24,7 триллиона тенге (трансграничное кредитование), то долг казахстанским банкам составляет лишь примерно 1/4 от общей задолженности. Это долг не только крупных компаний - сырьевого сектора или монополий, но и частных бизнес-групп. Поэтому для максимизации эффекта для экономики по снижению долгового бремени целесообразно вовлекать в этот процесс и иностранных кредиторов. Речь может идти уже о некоторой программе реструктуризации долгов отечественных бизнес-групп несырьевого сектора - увеличении сроков, снижении ставок, конвертации долга в тенге или капитала и так далее. В этом случае у Фонда проблемных кредитов должен быть более широкий перечень инструментов для структурирования сделок, но и эффект для экономики может быть значительно выше.
В этой связи очень важно четко сформулировать, какие цели ставятся перед программой и какие результаты общество и отечественный бизнес вправе ожидать от ее реализации.