ПОДЕЛИТЬСЯ
26 июня 2023 | 19:39
Визит премьера в Азербайджан и Грузию: что поменяется для Казахстана
21-23 июня премьер-министр Алихан Смаилов побывал с официальными визитами в Азербайджане и Грузии – ключевых странах, наряду с Казахстаном формирующих Транскаспийский международный транспортный маршрут. В этой связи основные вопросы переговоров с первыми лицами государств, помимо укрепления торгово-экономических отношений, касались сотрудничества в транспортно-логистической сфере. Результатом этой работы стало подписание ряда важных для всех трех стран документов, передает Tengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
21-23 июня премьер-министр Алихан Смаилов побывал с официальными визитами в Азербайджане и Грузии – ключевых странах, наряду с Казахстаном формирующих Транскаспийский международный транспортный маршрут. В этой связи основные вопросы переговоров с первыми лицами государств, помимо укрепления торгово-экономических отношений, касались сотрудничества в транспортно-логистической сфере. Результатом этой работы стало подписание ряда важных для всех трех стран документов, передает Tengrinews.kz.
Сначала Алихан Смаилов посетил Азербайджан. В Баку состоялась его встреча с президентом страны Ильхамом Алиевым, в рамках которой стороны обсудили ряд актуальных вопросов межгосударственного сотрудничества.
По итогам прошлого года двусторонний товарооборот между странами вырос на 40 процентов и превысил 460 миллионов долларов. По итогам 4 месяцев 2023 года взаимная торговля составила 185 миллионов долларов, увеличившись также на 40 процентов.
"В соответствии с поставленной перед нами задачей по доведению товарооборота до 1 миллиарда долларов мы совместно с правительством Азербайджана работаем над расширением торгово-экономических отношений", - сказал Алихан Смаилов в ходе встречи.
Ильхам Алиев подчеркнул, что отношения между Азербайджаном и Казахстаном находятся на очень высоком уровне и обладают огромным потенциалом для дальнейшего развития.
"Реализация мер, о которых мы договорились, будет вносить вклад в увеличение товарооборота и создаст дополнительные возможности для бизнеса, для реализации еще более масштабных проектов в энергетике, транспорте и других отраслях", - сказал Ильхам Алиев.
Затем состоялась встреча Алихана Смаилова с премьер-министром Азербайджана Али Асадовым. Одной из ключевых тем здесь уже было взаимодействие в транспортно-логистической сфере.
Как отметил Алихан Смаилов, в данном направлении ключевую роль играет полноценное раскрытие потенциала Транскаспийского международного транспортного маршрута, перевозки грузов по которому с начала года уже превысили 1 миллион тонн, увеличившись на 64 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По его словам, в рамках устранения "узких" мест на маршруте на казахстанском участке уже ведется реализация таких крупных проектов, как строительство вторых ж/д путей на участке Достык - Мойынты, контейнерного хаба в порту Актау и обводной ж/д линии станции Алматы.
"В целом нам удалось сократить время транзита по территории Казахстана в 2 раза, с 12 до 6 дней, к концу текущего года мы нацелены на его снижение до 5 дней", - сказал Алихан Смаилов, обозначив важность аналогичной работы на азербайджанском участке маршрута.
По итогам переговоров было подписано 10 документов. При этом одним из важнейших стало Соглашение о создании объединенной логистической компании для дальнейшего развития Транскаспийского международного транспортного маршрута.
Стоит отметить, что данная компания создается Казахстаном, Азербайджаном и Грузией на паритетной основе. Ее главная цель – сокращение срока прохождения грузов из Китая в Европу и обратно до 10-15 дней (сегодня максимум 23 дня). Достичь этого планируется за счет единых подходов к тарифной политике, упрощения и цифровизации всех логистических процессов на ТМТМ. Параллельно каждая из стран ведет большую работу по развитию соответствующей транспортной инфраструктуры. В частности это модернизация железных дорог и увеличение мощностей морских портов.
Накануне своих визитов к "партнерам по ТМТМ" Алихан Смаилов совместно с Федеральным президентом Германии Франком-Вальтером Штайнмайером посетил порт Курык и ознакомился с новыми транспортно-логистическими проектами в рамках развития Среднего коридора. Такой интерес к международному маршруту неслучаен: большая часть товаров из Китая и Центральной Азии в Европу перевозится именно через него, поэтому развитие ТМТМ может значительно снизить издержки грузоотправителей и увеличить прибыль стран, расположенных на пути его пролегания.
ТМТМ, рейсы и оптоволокно. О чем Казахстан договорился с Азербайджаном
Далее состоялся официальный визит Алихана Смаилова в Грузию. Здесь глава правительства провел переговоры с премьер-министром страны Ираклием Гарибашвили, основным лейтмотивом которых стало наращивание взаимного товарооборота и развитие Среднего коридора.
В прошлом году товарооборот между странами вырос в 7 раз, достигнув рекордного показателя в 600 миллионов долларов. Динамичный рост продолжается и в текущем году: за 4 месяца объем взаимной торговли увеличился в 5 раз и составил 167 миллионов долларов.
"Это очень хорошие показатели, позволяющие нам наметить планы по достижению миллиардного порога в ближайшее время", - сказал Алихан Смаилов.
В ходе официального визита было также подписано то самое трехстороннее Соглашение о базовых принципах создания и деятельности совместного логистического предприятия на ТМТМ. Таким образом, Казахстан, Азербайджан и Грузия вывели свое сотрудничество в этом направлении на принципиально новый уровень, подтвердив единый взгляд и устремление к общей цели.
"Казахстан заинтересован довести объемы грузоперевозок по международному маршруту до 10 миллионов тонн в среднесрочной перспективе", – сказал Алихан Смаилов в заявлении для прессы после переговоров с премьер-министром Грузии.
Напомним, ранее стороны проекта уже приняли и начали реализацию совместной Дорожной карты по синхронному устранению "узких мест" и развитию ТМТМ на 2022-2027 годы. Работа по ней идет уверенно и динамично. Подписание же новых серьезных соглашений между странами маршрута дает основание рассчитывать на повышение эффективности и значимости Среднего коридора уже в самые ближайшие годы.
Показать комментарии
Читайте также