В рамках 30-летия независимости Казахстана под общей редакцией председателя КНБ генерал-лейтенанта Карима Масимова подготовлены к изданию книги "Хроники отечественной спецслужбы. Истории о людях, событиях, фактах" и "Государственная граница". Они повествуют о службе оперативных работников и пограничников, которые внесли достойный вклад в дело обеспечения национальной безопасности и охраны рубежей нашего государства.
В рамках 30-летия независимости Казахстана под общей редакцией председателя КНБ генерал-лейтенанта Карима Масимова подготовлены к изданию книги "Хроники отечественной спецслужбы. Истории о людях, событиях, фактах" и "Государственная граница". Они повествуют о службе оперативных работников и пограничников, которые внесли достойный вклад в дело обеспечения национальной безопасности и охраны рубежей нашего государства.
Tengrinews.kz публикует отрывки из книг. Эта история о теракте в Актобе.
Достойные сыновья Родины
5 лет прошло с момента кровавого нападения банды террористов на Актобе. Вдохновленные призывом к убийству мирных жителей, который был незадолго до того озвучен пропагандистом ДАИШ (организация запрещена в Казахстане) Абу Мухаммадом Аль-Аднани, радикалы 5 июня 2016 года вышли на улицы города, чтобы сеять смерть. На их пути встали настоящие герои – офицеры КНБ.
…Талгарца Даниэля Майлыбаева, офицера военной контрразведки, друзья, однокурсники и коллеги помнят как открытого и трудолюбивого человека. Он всегда был душой компании.
Еще до его появления на свет было решено, что он станет военным. А как же иначе? Будущий отец – Даниэль Майлыбаев – служил во флоте. Для него служение Отчизне было не просто словами. Поэтому и первенца Даниэля и младшего Саяна отец воспитывал с чувством, что Родину нужно любить, заботиться о ней и искоренять то, что ей вредит.
Поэтому, когда после окончания школы Даниэль поступил в военное училище в Алматы, это ни у кого не вызвало удивления.
"Ему было важно стать не просто офицером, а отличным офицером", – вспоминают сейчас его однокурсники и коллеги.
Перфекционизм в нем сочетался с отзывчивостью и чуткостью, идейность – с трудоспособностью и ответственностью, отличное чувство юмора – со строгостью и требовательностью к себе.
Закономерным стало его направление после выпуска в числе лучших в качестве командира взвода в только что созданное Петропавловское военное училище Внутренних войск. Ему доверили воспитание и обучение будущих офицеров. Через некоторое время его заметили и перевели в Главное управление командующего Внутренними войсками МВД на должность офицера по работе с молодежью. Основной его работой стало инспектирование воинских частей по всей стране и нередко тех, в которых служили его однокурсники. Но на службе он абсолютно не придавал этому факту значения, строго требуя качественной работы.
В военную контрразведку, курирующую безопасность во внутренних войсках, Даниэль перевелся после Астаны. Прошел для этого спецподготовку в учебном заведении КНБ. Затем судьба направила его в Павлодар, Каракемир и Актобе. И везде запомнился профессионалом. Даниэль отдал службе почти 20 лет жизни.
Еще он был прекрасным мужем и отцом. Несмотря на занятость, мужчина старался уделять больше времени своей семье. К моменту перевода в Актобе Даниэль с супругой Ботагоз воспитывали уже четверых детей.
А их первая встреча сразу зажгла между молодыми искреннюю любовь и уважение. Романтичный, обходительный и решительный Даниэль ждал три года, когда Бота окончит вуз. А после они сыграли свадьбу.
Молодой глава семейства хотел большую семью и рождение детей принимал как дар небес. Окружающие помнят одну особенность при его общении с детьми: Даниэль всегда приседал, опускаясь на уровень роста своих детей. Это делало их разговор особенным: родитель должен быть скорее открытым, нежели авторитетным, ведь это способствует улучшению взаимопонимания между отцом и детьми.
"Он был прекрасным сыном, другом, мужем и отцом. Успевал везде. В нем словно была искра. Даниэль хотел успеть сделать многое, строил прекрасные планы на будущее", – вспоминает его супруга.
…В тот роковой день, 5 июня 2016 года, Майлыбаев хоть и находился в ВЧ 6655, но был не на дежурстве. Потому при нем не оказалось оружия. Злоумышленники пытались протаранить ворота ВЧ, началась перестрелка, некоторые военные – к сожалению, это факт – позорно бежали через форточку помещения штаба. Другие отважно отражали нападение. Времени на раздумья не было, и Даниэль пошел в бой с голыми руками. Для безоружного человека он продержался довольно долго. Вот она - та самая любовь к Родине, стойкость и бесстрашие, так отличавшие его от остальных.
Отважного контрразведчика предали земле под Талгаром.
…Пожилой человек, стоявший у гроба, не плакал. Не обвинял судьбу, не злился, не упрекал. Недолгая жизнь его сына была яркой и насыщенной. Он ставил высокие цели и добивался их. Он остался верен идеалам, привитым отцом. Любил жизнь и отдал ее, не задумываясь, ради спокойствия других…
Ему было посмертно присвоено звание подполковника. Указом Президента офицер был награжден орденом "Айбын" II степени.
Актобе будет помнить подвиг подполковника Майлыбаева. В 2021 году в городе в его честь и в честь других военных, погибших при несении службы, был установлен памятник "Мәңгілік сапта" – "Вечно в строю". Люди должны знать тех, кто отдал свою жизнь за тишину и покой, что такое – любить Родину.
…Террористы не достигли цели – не смогли добыть автоматическое оружие, потеряли при этом двух человек.
Преследование оставшихся членов банды продолжалось.
Из столицы авиабортом прибыли бойцы Службы специального назначения КНБ "А", оперативники Департамента антитеррора и сотрудники штаба Антитеррористического центра.
Уже через час в здании ДКНБ по Актюбинской области была развернута работа областного оперативного штаба.
Благодаря активным усилиям оперативников КНБ в течение 3–4 дней одна за другой были вычислены и ликвидированы мелкие группы боевиков. Но лидер вооруженной группировки Танатаров и его ближайшие сообщники как в воду канули.
Каждый час проходил в тревожном ожидании нового нападения, но это только активизировало поиск, который шел круглосуточно.
Наконец в ночь на 10 июня поступила информация, что Танатаров, а с ним еще 3 террориста прибыли на ночевку на съемную квартиру по улице Некрасова. Ошибки быть не могло, экстренная проверка подтвердила полученные данные.
К часу ночи дом, где засели боевики, и весь этот район города были блокированы несколькими кольцами оцепления.
Между тем в областном оперативном штабе шло активное обсуждение. Остро стоял вопрос: следует ли как можно скорее начать штурм квартиры, использовав фактор внезапности?
Но в этом случае есть реальный риск для жизни обитателей 5-этажного дома. Непонятно, как они себя поведут во время ночного штурма, а ведь там много детей. Эвакуация же потребует как минимум 3-4 часа. Будут ли боевики спокойно наблюдать, как у них из-под носа выводят людей? Было принято решение начать переговоры, усыпить бдительность террористов и выиграть тем самым необходимое время.
Переговорщику удалось несколько сбить агрессивный настрой террористов и внушить им надежду на благоприятный для них исход.
Но боевики продолжали обвинять власти Казахстана, и в том числе КНБ, в преследовании мусульман. Стали выдвигать требования о том, чтобы их отпустили в Сирию для участия в "джихаде". Заявили, что "готовы умереть мучениками".
Только потом экспертиза даст заключение: террористы находились под воздействием психотропных препаратов.
Бойцы спецназа вышли на исходные позиции для штурма.
Внезапно поступила команда затянуть время еще на 20 минут.
Необходимо было вывести из дома последние 3 семьи, в числе которых пожилые люди и маленькие дети. И вот в штаб докладывают: эвакуация завершена, все 157 жителей дома в безопасности.
Пошла команда на штурм. В течение 20 минут сотрудники спецподразделения "А" вели ожесточенный бой с преступниками. Еще 30 минут потребовалось для зачистки помещения.
Позже утром в городе были задержаны последние три боевика.
А участники оперативного штаба приступили к завершению работы и подготовке последнего документа об окончании антитеррористической операции.
Спустя час это объявление было опубликовано в новостях. События 5–15 июня 2016 года перевернули еще одну страницу в 30-летней истории органов национальной безопасности.
Из воспоминаний сотрудника спецназа:
"Воскресный день 5 июня многих бойцов службы "А" в Астане застал за семейными хлопотами. Неожиданно в 16.00 поступил сигнал боевой тревоги, и уже через 4 часа я ехал по улицам Актобе.
Быструю доставку бойцов и бронетранспортеров службы в Актобе нам обеспечило Управление делами Президента, которое оперативно выделило единственный в Казахстане тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76.
Многие из ребят собирались впопыхах, поэтому в самолет погрузились кто в чем. Оперативный водитель "Рэмбо" загонял БТР на борт самолета в сланцах. Спешка была такой, что "Рэмбо" так и остался сидеть в БТР до самого приземления в Актобе.
Вчера еще мирный город ощетинился и был похож на зону военных действий. На улицах разворачивали полицейские блокпосты.
Доложенная мне сухая статистика гласила: "…5 июня 2016 года банда радикалов совершила ограбление двух оружейных магазинов и завладела 17 ружьями, захватила маршрутный автобус и пыталась похитить из войсковой части оружие.
Убиты продавец, посетитель, охранник, трое служащих Национальной гвардии. Ранены один охранник, посетитель, трое полицейских и шесть служащих Национальной гвардии".
"Полицейскими ликвидированы двенадцать, трое ранены и задержаны.
Личности остальных скрывающихся установлены, принимаются усиленные меры по их поиску и обезвреживанию…"
Кстати, угнанную преступниками патрульную машину спустя сутки обнаружил один из сотрудников службы "А", находившийся в отпуске в Актобе.
Он, рискуя своей жизнью, преследовал машину и успел сообщить на ближайший блокпост о приближающейся машине с преступниками. В этот момент угнанная "Нива" подъехала к посту, и из машины открыли огонь на поражение.
Навыки бойца спецназа пригодились нашему отпускнику, который предупредил дежуривший наряд и обеспечил их укрытие за баррикадой.
Прибывшая по сигналу группа обнаружила машину и труп ее водителя недалеко от поста. Преступникам удалось скрыться…
Опустевшие улицы Актобе днем и ночью усиленно прочесывали силовики и спецназ. Поиски продолжались два дня.
Наконец оперативники сообщили, что в одной из строящихся многоквартирных высоток "Нурсити Актобе" замечены подозрительные лица.
Периметр стройки, насчитывавшей 8 многоквартирных высоток, был оцеплен, поиски преступников начаты с двух домов, двери в подъезды которых еще не были установлены.
Начался изнурительный многочасовой поиск, террористы могли укрыться в любом помещении, это требовало повышенных мер осторожности. Метр за метром группа разведчиков продвигалась наверх. Через окно последнего этажа было замечено движение в окне соседнего дома.
В радиоэфир тут же передано сообщение: "В доме с белой стороны движение на верхнем этаже… Отрабатываем последний этаж…" В соседнем доме на 9-м этаже четко виднелись силуэты людей.
На четвертом этаже этого дома были свежие следы крови, они вели наверх. С восьмого этажа начали доноситься выкрики. Сомнений не оставалось, экстремисты там.
Вход в квартиру они забаррикадировали строительным мусором. На требования сдаться и начать переговоры преступники открыли огонь. Запах пороха перемешался с поднятой пылью.
Бойцы не дрогнули и по приказу командира "Огонь на поражение!" выполнили все то, чему их учили и готовили на протяжении многих лет. У преступников не оставалось шансов.
Где-то с крыши соседнего дома раздался снайперский залп. Террорист, пытавшийся бросить из окна взрывчатку, упал замертво.
За эти доли секунды группа на лестничном пролете стремительным броском преодолела баррикады и нейтрализовала преступников, уничтожив четверых и ранив двоих.
"Объект зачищен… Пострадавших бойцов нет… Приступаем к отработке оставшихся новостроек…" – доложил старший группы.
И снова поиски. Только спустя трое суток в 3 часа ночи поступает информация о том, что в центре города Актобе в квартире 5-этажного дома по улице Некрасова скрываются другие разыскиваемые члены радикальной группы, в том числе ее лидеры.
Работа в штабе закипела с новой силой. Командиры живо обсуждали поступающую информацию, отдавая распоряжения членам штаба. Я чувствовал усталость, но, видя их предельную собранность, почувствовал прилив энергии, а ведь они практически не спали со дня прибытия.
По полученной из оперативных источников информации, все преступники были вооружены различным огнестрельным оружием, в том числе тремя снайперскими винтовками.
Они были готовы оказать самое ожесточенное сопротивление с одной лишь целью – "забрать побольше с собой" …
На задание выехали три группы захвата.
Зная, что преступники укрываются в квартире на втором этаже, начать атаку было решено из квартиры этажом выше. Через пробитое в полу отверстие бойцы начали забрасывать террористов гранатами. Одновременно группа под прикрытием БТР осуществила залп по окнам квартиры из гранатометов. Эффект выкуривания дал свои плоды, и террористы потянулись к окнам, где были уничтожены снайперским огнем".