РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
22 декабря 2009 | 09:05

Откуда дровишки?

ПОДЕЛИТЬСЯ

Казахстан оказался в центре международного скандала из-за задержания в Таиланде лайнера Ил-76 с 35 тоннами нелегального оружия на борту. Если от лайнера властям удалось откреститься, то на гражданство четырех из пяти членов экипажа глаза не закроешь. 26 декабря казахстанцы предстанут перед судом по обвинению в незаконном хранении оружия. Несмотря на то, что следствие не вышло на организаторов транспортировки груза, по факту его существования кому-то придется ответить по всей строгости тайского закона.

Правосудие по-тайски

Ил-76 с казахстанско-белорусским экипажем был задержан в бангкокском аэропорту "Дон Мыанг" 11 декабря. Судно, следовавшее из столицы Северной Кореи Пхеньяна, запросило посадку в Бангкоке для дозаправки. При осмотре судна, была обнаружена большая партия оружия. В арсенал, помимо прочего, входили противотанковые гранатометы и ракеты, которых вполне хватило бы для проведения крупной военной операции. Командир самолета гражданин Белоруссии Михаил Петухов во время допроса показал, что самолет вылетел с Украины и загрузил оружие на борт в Северной Корее. Он также рассказал, что лайнер по пути в Пхеньян дозаправлялся в Азербайджане, затем в Объединенных Арабских Эмиратах, а потом в Таиланде. На обратном пути предполагались дозаправки в Таиланде и на Шри-Ланке, после чего груз должен был быть доставлен на Украину. В сопроводительных документах груз значится как "механизмы для бурения скважин". В этом же уверяли полицию и все члены экипажа. В связи с появившейся в прессе информацией о казахстанском происхождении судна, комитет гражданской авиации (КГА) министерства транспорта Казахстана поспешил сделать заявление, что ИЛ-76 состоял в республиканском реестре, но 7 октября 2009 года был продан грузинской авиакомпании. Что касается пилотов, Александр Зрыбнев, Виктор Абдуллаев, Виталий Шумков и Ильяс Исаков числятся в штате казахстанской авиакомпании East Wing и, по словам ее представителей, в настоящее время находятся в отпуске без содержания. Уже через два дня после задержания полиция Таиланда предъявила пилотам обвинения в незаконном хранении взрывчатого вещества и оружия, а также в сообщении заведомо ложной информации о характере груза таиландским должностным лицам. Согласно закону, им грозит от двух лет тюрьмы до смертной казни. Все летчики полностью отрицают вину, заявляя, что они "не располагали информацией о военном характере груза и были наняты только для перевозки". Во время допросов они утверждали, что везли нефтяное оборудование. Между тем, на все официальные запросы Астаны относительно освобождения казахстанцев под залог до суда тайские власти отвечали отказом. Их решение мотивируют тем, что организаторы рейса нарушили международные санкции, введенные ООН против Северной Кореи, которой принадлежало оружие. (Совет Безопасности ООН 12 июня этого года единогласно проголосовал за введение дополнительных санкций в области безопасности, экономических санкций, а также эмбарго на торговлю и на поставки оружия в Северную Корею в связи с проведенным этой страной 25 мая испытанием ядерного устройства и испытанием баллистической ракеты большой дальности в апреле). Таиланд в своей решительности показать приверженность предписаниям ООН, заявил, что направит доклад в штаб-квартиру организации с обстоятельствами задержания лайнера через 45 дней (считая с 15 декабря). По мнению юриста компании Lidings Андрея Зеленина, вопрос скорее всего будет рассматриваться на заседании Совета безопасности ООН. Однако, принятое решение будет зависеть от того, какое именно государство замешано больше остальных.

Торговцы оружием

На сегодняшний день главной интригой остается принадлежность проблемного груза. Совершенно естественно, что, кто бы ни был организатором, он позаботился о том, чтобы "спрятать концы в воду". Так, сотрудники Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) выяснили, что злополучный Ил-76 несколько раз перепродавали различные структуры и фирмы, занимающиеся поставкой оружия и боеприпасов в африканские страны. По их мнению, частая смена владельцев предпринималась для того, чтобы скрыть следы преступной деятельности. Ссылаясь на информацию ООН, специалисты утверждают, что прошлые владельцы Ил-76 перевозили оружие в такие страны, как Либерия, Сьерра-Леоне, Конго, Сомали, Судан и Чад. В настоящее время официально самолетом владеет грузинская компания Air West Georgia, которая купила его у казахстанской Beibars. (Обе эти авиакомпании принадлежат торговцу оружием, сербу Томиславу Дманьяновичу). Beibars зарегистрирован в Казахстане, а грузовые самолеты этой страны не имеют права появляться в воздушном пространстве Евросоюза. Именно по этой причине Ил-76 был продан грузинской компании. Шведские эксперты утверждают также, что самолет связан с компаниями, которые считаются подконтрольными россиянину Виктору Буту, задержанному в 2008 году по подозрению в незаконной торговле оружием. Карьера "оружейного барона" закончилась здесь же, в Таиланде. Несмотря на то, что таиландский суд оправдал его, он все еще находится под стражей, ожидая апелляции США по его делу. Правосудие Таиланда известно своей строгостью. Наказание здесь за такие нарушения как наркоторговля и нелегальная торговля оружием является одним из самых серьезных в мире, вплоть до смертной казни. Кроме того, местная полиция славится неподкупностью и перфекционизмом. Официальные власти скрупулезно выполняют свой долг как перед родиной, так и перед мировым сообществом. Заместитель госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк считает, что в данном случае правительство Таиланда действовало согласно своим обязательствам перед Советом безопасности ООН при проведении инспекции груза самолета ИЛ-76. Этот случай наглядно демонстрирует эффективность международных санкций в отношении КНДР. А также является значительным плюсом для Таиланда, который продемонстрировал исполнительность и приверженность принципам, проводимым ООН.

Пункт назначения

Изначально в истории с грузом было много неясных моментов. Непонятным остается вопрос о получателе столь солидного вооружения. В СМИ появлялась противоречивая информация, при чем каждый раз ссылались на членов экипажа. Так, по данным Bangkok Post, один из пилотов заявлял, что они собирались оставить часть груза в Шри-Ланке и на Ближнем Востоке. А в сообщениях тайского информационного агентства ТНА говорилось, что партию оружия пилоты должны были доставить на Украину. Позже центр TransArms и базирующаяся в Антверпене Международная информационная служба мира - International Peace Information Service (IPIS) выяснили, что Ил-76 направлялся в Иран. По данным их совместного исследования, самолет планировал совершить несколько дозаправок - в Бангкоке, на Шри-Ланке, в Объединенных Арабских Эмиратах и на территории Украины. Далее лайнер планировал лететь в Тегеран, где должна была произойти разгрузка. Однако специалисты так и не смогли точно выяснить, кто организовал транспортировку оружия. Известно также, что самолет принадлежал грузинской авиакомпании Air West Ltd. 5 ноября его сдали в аренду новозеландской компании SP Trading, которая, в свою очередь, предоставила его неизвестной гонконгской фирме. Последняя связана с предприятием, зарегистрированным на Виргинских островах. По последним данным, самолетом, зарегистрированным в Грузии, владеет компания Overseas Cargo FZE, находящаяся в ОАЭ. Она специализируется в нефтяной сфере. Владельцем фирмы числится некая Светлана Зыкова. Ранее в связи с инцидентом упоминалось имя казахстанского предпринимателя Александра Зыкова, подозреваемого в организации полетов в места военных конфликтов. Но о характере его связи с хозяйкой фирмы ничего не говорится. Как пишет газета "Время", этот случай поставил Казахстан в очень деликатное положение. Сам факт того, что нелегальное оружие перевозили казахстанские летчики на самолете, который еще недавно был казахстанским, уже наводит на неприятные воспоминания. Издания отмечает, что Казахстан не в первый раз оказывается замешан в международном скандале вокруг нелегальных поставок оружия. Так, в середине 90-х годов был случай, когда в обход эмбарго Казахстан пытался отправить в Югославию зенитно-ракетные комплексы “Игла”. Тогда был осужден заместитель министра обороны Валерий Сапсай. Позже случился еще один скандал с продажей зенитных орудий советского производства в Северную Корею. А в конце 90-х всплыла история с продажей списанных истребителей МиГ-21 все в ту же КНДР. Тогда США довольно резко осудили эти действия и выразили недовольство. В результате своих постов лишились многие чиновники, а бизнесмен Александр Петренко (владелец фирмы, которая организовывала поставки оружия) был осужден. Однако на этот раз чиновники уверены в непричастности Казахстана к скандалу. Так, председатель КГА министерства транспорта и коммуникаций Радильбек Адимолда не сомневается, что груз нашей стране не принадлежал. "Казахстан никакого отношения к нему не имеет", - заявил Адимолда. В КНБ на этот счет также спокойны. Они сообщили, что никаких официальных запросов от Таиланда комитет не получал. И они уверены, что они смогут ответить, если у тайской стороны вопросы все же возникнут. Впрочем, в независимости от того, удастся ли следствию в бесконечной череде владельцев и арендаторов самолета найти тех, кому принадлежал груз, отвечать по всей строгости тайского закона видимо придется пятерым летчикам.

Казахстан оказался в центре международного скандала из-за задержания в Таиланде лайнера Ил-76 с 35 тоннами нелегального оружия на борту. Если от лайнера властям удалось откреститься, то на гражданство четырех из пяти членов экипажа глаза не закроешь. 26 декабря казахстанцы предстанут перед судом по обвинению в незаконном хранении оружия. Несмотря на то, что следствие не вышло на организаторов транспортировки груза, по факту его существования кому-то придется ответить по всей строгости тайского закона.

Правосудие по-тайски

Ил-76 с казахстанско-белорусским экипажем был задержан в бангкокском аэропорту "Дон Мыанг" 11 декабря. Судно, следовавшее из столицы Северной Кореи Пхеньяна, запросило посадку в Бангкоке для дозаправки. При осмотре судна, была обнаружена большая партия оружия. В арсенал, помимо прочего, входили противотанковые гранатометы и ракеты, которых вполне хватило бы для проведения крупной военной операции. Командир самолета гражданин Белоруссии Михаил Петухов во время допроса показал, что самолет вылетел с Украины и загрузил оружие на борт в Северной Корее. Он также рассказал, что лайнер по пути в Пхеньян дозаправлялся в Азербайджане, затем в Объединенных Арабских Эмиратах, а потом в Таиланде. На обратном пути предполагались дозаправки в Таиланде и на Шри-Ланке, после чего груз должен был быть доставлен на Украину. В сопроводительных документах груз значится как "механизмы для бурения скважин". В этом же уверяли полицию и все члены экипажа. В связи с появившейся в прессе информацией о казахстанском происхождении судна, комитет гражданской авиации (КГА) министерства транспорта Казахстана поспешил сделать заявление, что ИЛ-76 состоял в республиканском реестре, но 7 октября 2009 года был продан грузинской авиакомпании. Что касается пилотов, Александр Зрыбнев, Виктор Абдуллаев, Виталий Шумков и Ильяс Исаков числятся в штате казахстанской авиакомпании East Wing и, по словам ее представителей, в настоящее время находятся в отпуске без содержания. Уже через два дня после задержания полиция Таиланда предъявила пилотам обвинения в незаконном хранении взрывчатого вещества и оружия, а также в сообщении заведомо ложной информации о характере груза таиландским должностным лицам. Согласно закону, им грозит от двух лет тюрьмы до смертной казни. Все летчики полностью отрицают вину, заявляя, что они "не располагали информацией о военном характере груза и были наняты только для перевозки". Во время допросов они утверждали, что везли нефтяное оборудование. Между тем, на все официальные запросы Астаны относительно освобождения казахстанцев под залог до суда тайские власти отвечали отказом. Их решение мотивируют тем, что организаторы рейса нарушили международные санкции, введенные ООН против Северной Кореи, которой принадлежало оружие. (Совет Безопасности ООН 12 июня этого года единогласно проголосовал за введение дополнительных санкций в области безопасности, экономических санкций, а также эмбарго на торговлю и на поставки оружия в Северную Корею в связи с проведенным этой страной 25 мая испытанием ядерного устройства и испытанием баллистической ракеты большой дальности в апреле). Таиланд в своей решительности показать приверженность предписаниям ООН, заявил, что направит доклад в штаб-квартиру организации с обстоятельствами задержания лайнера через 45 дней (считая с 15 декабря). По мнению юриста компании Lidings Андрея Зеленина, вопрос скорее всего будет рассматриваться на заседании Совета безопасности ООН. Однако, принятое решение будет зависеть от того, какое именно государство замешано больше остальных.

Торговцы оружием

На сегодняшний день главной интригой остается принадлежность проблемного груза. Совершенно естественно, что, кто бы ни был организатором, он позаботился о том, чтобы "спрятать концы в воду". Так, сотрудники Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI) выяснили, что злополучный Ил-76 несколько раз перепродавали различные структуры и фирмы, занимающиеся поставкой оружия и боеприпасов в африканские страны. По их мнению, частая смена владельцев предпринималась для того, чтобы скрыть следы преступной деятельности. Ссылаясь на информацию ООН, специалисты утверждают, что прошлые владельцы Ил-76 перевозили оружие в такие страны, как Либерия, Сьерра-Леоне, Конго, Сомали, Судан и Чад. В настоящее время официально самолетом владеет грузинская компания Air West Georgia, которая купила его у казахстанской Beibars. (Обе эти авиакомпании принадлежат торговцу оружием, сербу Томиславу Дманьяновичу). Beibars зарегистрирован в Казахстане, а грузовые самолеты этой страны не имеют права появляться в воздушном пространстве Евросоюза. Именно по этой причине Ил-76 был продан грузинской компании. Шведские эксперты утверждают также, что самолет связан с компаниями, которые считаются подконтрольными россиянину Виктору Буту, задержанному в 2008 году по подозрению в незаконной торговле оружием. Карьера "оружейного барона" закончилась здесь же, в Таиланде. Несмотря на то, что таиландский суд оправдал его, он все еще находится под стражей, ожидая апелляции США по его делу. Правосудие Таиланда известно своей строгостью. Наказание здесь за такие нарушения как наркоторговля и нелегальная торговля оружием является одним из самых серьезных в мире, вплоть до смертной казни. Кроме того, местная полиция славится неподкупностью и перфекционизмом. Официальные власти скрупулезно выполняют свой долг как перед родиной, так и перед мировым сообществом. Заместитель госсекретаря США по вопросам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк считает, что в данном случае правительство Таиланда действовало согласно своим обязательствам перед Советом безопасности ООН при проведении инспекции груза самолета ИЛ-76. Этот случай наглядно демонстрирует эффективность международных санкций в отношении КНДР. А также является значительным плюсом для Таиланда, который продемонстрировал исполнительность и приверженность принципам, проводимым ООН.

Пункт назначения

Изначально в истории с грузом было много неясных моментов. Непонятным остается вопрос о получателе столь солидного вооружения. В СМИ появлялась противоречивая информация, при чем каждый раз ссылались на членов экипажа. Так, по данным Bangkok Post, один из пилотов заявлял, что они собирались оставить часть груза в Шри-Ланке и на Ближнем Востоке. А в сообщениях тайского информационного агентства ТНА говорилось, что партию оружия пилоты должны были доставить на Украину. Позже центр TransArms и базирующаяся в Антверпене Международная информационная служба мира - International Peace Information Service (IPIS) выяснили, что Ил-76 направлялся в Иран. По данным их совместного исследования, самолет планировал совершить несколько дозаправок - в Бангкоке, на Шри-Ланке, в Объединенных Арабских Эмиратах и на территории Украины. Далее лайнер планировал лететь в Тегеран, где должна была произойти разгрузка. Однако специалисты так и не смогли точно выяснить, кто организовал транспортировку оружия. Известно также, что самолет принадлежал грузинской авиакомпании Air West Ltd. 5 ноября его сдали в аренду новозеландской компании SP Trading, которая, в свою очередь, предоставила его неизвестной гонконгской фирме. Последняя связана с предприятием, зарегистрированным на Виргинских островах. По последним данным, самолетом, зарегистрированным в Грузии, владеет компания Overseas Cargo FZE, находящаяся в ОАЭ. Она специализируется в нефтяной сфере. Владельцем фирмы числится некая Светлана Зыкова. Ранее в связи с инцидентом упоминалось имя казахстанского предпринимателя Александра Зыкова, подозреваемого в организации полетов в места военных конфликтов. Но о характере его связи с хозяйкой фирмы ничего не говорится. Как пишет газета "Время", этот случай поставил Казахстан в очень деликатное положение. Сам факт того, что нелегальное оружие перевозили казахстанские летчики на самолете, который еще недавно был казахстанским, уже наводит на неприятные воспоминания. Издания отмечает, что Казахстан не в первый раз оказывается замешан в международном скандале вокруг нелегальных поставок оружия. Так, в середине 90-х годов был случай, когда в обход эмбарго Казахстан пытался отправить в Югославию зенитно-ракетные комплексы “Игла”. Тогда был осужден заместитель министра обороны Валерий Сапсай. Позже случился еще один скандал с продажей зенитных орудий советского производства в Северную Корею. А в конце 90-х всплыла история с продажей списанных истребителей МиГ-21 все в ту же КНДР. Тогда США довольно резко осудили эти действия и выразили недовольство. В результате своих постов лишились многие чиновники, а бизнесмен Александр Петренко (владелец фирмы, которая организовывала поставки оружия) был осужден. Однако на этот раз чиновники уверены в непричастности Казахстана к скандалу. Так, председатель КГА министерства транспорта и коммуникаций Радильбек Адимолда не сомневается, что груз нашей стране не принадлежал. "Казахстан никакого отношения к нему не имеет", - заявил Адимолда. В КНБ на этот счет также спокойны. Они сообщили, что никаких официальных запросов от Таиланда комитет не получал. И они уверены, что они смогут ответить, если у тайской стороны вопросы все же возникнут. Впрочем, в независимости от того, удастся ли следствию в бесконечной череде владельцев и арендаторов самолета найти тех, кому принадлежал груз, отвечать по всей строгости тайского закона видимо придется пятерым летчикам.
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети