В Грузии готовятся ко второму туру выборов в местные органы власти. Основная борьба развернется между представителями правящей партии "Грузинская мечта" и "Единым национальным движением". Особую пикантность ситуации придает внезапный приезд экс-президента Грузии Михаила Саакашвили накануне голосования в первом туре.
В Грузии готовятся ко второму туру выборов в местные органы власти. Основная борьба развернется между представителями правящей партии "Грузинская мечта" и "Единым национальным движением". Особую пикантность ситуации придает внезапный приезд экс-президента Грузии Михаила Саакашвили накануне голосования в первом туре.
В интервью корреспонденту Tengrinews.kz грузинский политтехнолог Тамаз Хунджуа оценил политическую ситуацию в стране.
По словам эксперта, приезд Михаила Саакашвили сильно меняет политическую картину.
"Ситуация сейчас у нас очень сложная, приезд Михаила Саакашвили очень сильно меняет картину. Тем более что у нас после первого тура результаты подвисли на второй тур в 13 регионах, в самых крупных городах. В некоторых из них власть проиграла в первом же туре, то есть она не набрала 50 процентов и проиграла существенно, по 4-5 процентов. Поэтому мы ждем каких-то событий, нетривиальных, как мне кажется. Существенную роль играет давление на власть со стороны Михаила Саакашвили. Между первым и вторым турами была проведена акция оппозиции. Люди разнятся в оценках, но тем не менее она была очень многочисленная. Однозначно самая многочисленная акция оппозиции за весь период пребывания "Грузинской мечты" у власти", - считает Тамаз Хунджуа.
По оценке политтехнолога, спрогнозировать исход сложно.
"Сегодня "Грузинская мечта" нанесла ответный удар и провела две встречные акции. Они, конечно, заявляют, что она была более многочисленная. Может быть, это и так, но до 80 процентов, по словам свидетелей и людей, которые следили за происходящими событиями, в основном это были бюджетники и люди из регионов, которых привезли за деньги. То, что за это платили деньги, многие и не скрывали".
Тамаз Хунджуа отметил, что в основных городах происходит мобилизация сторонников оппозиции.
"В любом случае приезд Михаила Саакашвили перевернул игру однозначно. Как и каким образом, что за этим последует, очень тяжело сказать. Понятно, что прогнозы делать занятие неблагодарное. Мы должны наблюдать за всеми существенными регионами: во-первых, самый центральный - Тбилиси. И тут в основном происходит мобилизация сторонников оппозиции. Ну и Зугдиди, фактически центральный город Мегрелии. Там, кстати, отец кандидата в мэры Тбилиси (отец председателя "Единого национального движения" Ники Мелии, известный в Грузии врач-кардиолог Анзор Мелия, поборется за пост мэра Зугдиди - прим. редакции). Там он набрал очень близкий к проходному в первом туре результат - 48 процентов. Ожесточенная будет ситуация. Мы уже наблюдали между вторым и первым турами серьезные эскалации со стороны власти. Они объявляли, что подготавливался какой-то силовой переворот, устроили, сказать в кавычках, "охоту на ведьм". И действительно, за Зугдиди они цепляются очень серьезно".
Политтехнолог поддерживает объединение оппозиции и отмечает, что она показала некоторую консолидацию сил.
"Я согласен с тем, что оппозиции нужно объединиться, только это нужно было делать гораздо раньше. Сравнительно недавно они провели серьезное мероприятие в Тбилиси и фактически представили общественности теневой кабинет, теневое правительство, в которое вошли не только представители партии "Единое национальное движение", но также и представители других оппозиционных партий: новая партия "Лело" с ее главой Мамукой Хазарадзе, ультралиберальная партия "Гирчи – больше свободы", Элене Хоштария и другие существенные политики, которые не входят в "Единое национальное движение".
Он считает, что партии и сторонники оппозиции сделали это вынужденно.
"И даже те, кто в каком-то смысле на некоторых этапах истории своего развития был их критиками, тем не менее все они сравнительно недавно презентовали, что они будут вместе. Это, конечно, не очень красиво выглядело, понятно было, что шаг вынужденный. Потому что общественность уже очень давно ждет, чтобы, по крайней мере, оппозиция между собой не устраивала склоки. Но какую-то видимость они предъявили, что не может, в принципе, не радовать, с точки зрения развития демократии в Грузии. С другой стороны, я могу согласиться с комментарием Гелы (Гелы Васадзе - прим. редакции), что они должны были делать это гораздо раньше, должны были на гораздо более открытых основаниях. Проводя, как это в современном политическом уровне делается, праймериз - с поддержкой сторонников и с презентацией программ своей партии. Все-таки это выглядело в каком-то смысле как закрытый договор. Но даже это не может не радовать", - добавил эксперт.
По словам Тамаза Хунджуа, "сейчас почти не осталось политиков, которые бы поддерживали нынешний режим".
"Надо понимать что они между собой в чем-то не согласны. Они предъявляют следующую программу: мы должны побороться с нынешней властью и затем уже в новых свободных выборах будем соревноваться друг с другом. Это не совсем объединение, это объединение против "Грузинской мечты".
Высказываясь об экс-президенте Грузии, эксперт выразил мнение, что у Михаила Саакашвили был определенный план.
"Я думаю, не просто приехал. Он вряд ли предполагал, что его не посадят. Понятно, что он не приехал с надеждой, что будет бегать до второго тура, прятаться где-то в Грузии. Это было исключено. И тем, что он приехал и сделал свое первое заявление, он фактически унизил власть и силовиков, которые целый день говорили, что его в Грузии нет. Потом они сказали, он есть, но была проведена спецоперация на невероятном уровне.
То, что они его не поймают, это вряд ли. Можно согласиться с теми, кто считает это запланированным. Других путей развития ситуации я не вижу. Он приезжает и пытается консолидировать на себе людей. В принципе, ему, так или иначе, все удалось. Что будет дальше, покажут выборы", - резюмировал Тамаз Хунджуа.
Второй тур выборов в местные органы власти состоится 30 октября. В нем победит кандидат, набравший наибольшее количество голосов.
Напомним, Саакашвили задержали в Грузии 1 октября, в тот же день он объявил голодовку.
Михаил Саакашвили покинул Грузию в 2013 году, где против него возбудили ряд уголовных дел, по некоторым из них он был заочно приговорен к тюремным срокам. Грузинские власти неоднократно заявляли, что в случае возвращения Саакашвили в Грузию он будет задержан.