РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
08 июля 2010 | 12:21

На троих

ПОДЕЛИТЬСЯ

Месяц неопределенности завершился присоединением Минска к Таможенному союзу Казахстана и России на саммите Евразийского экономического сообщества. Несмотря на все разногласия, единая таможенная территория трех стран все же вступила в законную силу. Однако перспективы быстрого перехода к дальнейшей экономической интеграции, равно как и расширение участников союза, остаются неопределенными.

Опять тройка

5 июля прошло заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Главным событием саммита стало подписание Нурсултаном Назарбаевым, Дмитрием Медведевым и Александром Лукашенко заявления о вступлении в силу Таможенного союза (ТС). Президенты Казахстана, России и Белоруссии поставили точку в неопределенности, окружавшей участие Минска в таможенной интеграции. "Мы провели заседание высшего органа Таможенного союза, подписано заявление в связи с тем, что Таможенный кодекс вступил в силу. К отношениям между тремя странами кодекс применяется с 6 июля, к отношениям РФ и Казахстана - с 1 июля текущего года. Заключен целый ряд международных договоров, которые регулируют правовые и финансовые аспекты деятельности союза, принято много специализированных решений", - отметил Медведев. Назарбаев, в свою очередь, заявил, что вступление государств-участников ТС во Всемирную торговую организацию (ВТО) произойдет "на консолидированных условиях, как мы раньше и договаривались" и укрепит положение трех стран в международной торговле. "В этом контексте мы положительно оцениваем работу единой переговорной делегации, обеспечивающей процесс вступления государств-членов Таможенного союза", - подчеркнул он. Кроме того, о намерении присоединиться к Таможенному союзу заявили лидеры Киргизии и Таджикистана Роза Отунбаева и Эмомали Рахмон. В более широком интеграционном формате - в рамках ЕврАзЭС - главы государств решили создать суд интеграционного объединения. "Я рад, что мы договорились о статуте суда. Это свидетельствует о том, что интеграция вступает в завершающую фазу, потому что суд нужен тогда, когда есть реальные отношения. Именно тогда и возникают основные проблемы, возникают конфликты", - отметил Медведев. По его словам, новый документ будет применяться в отношении действующего на территории ЕврАзЭС бизнеса, а не только государств. Суд будет решать экономические споры, а также разъяснять и рассматривать документы ЕврАзЭС. Пока эти функции выполняет Экономический суд СНГ в Минске. Назарбаев отметил, что меры ЕврАзЭС "помогли в какой-то степени благополучно пережить основную фазу мирового финансового кризиса". Со своей стороны, Отунбаева выразила заинтересованность в использовании средств Антикризисного фонда союза для поддержки киргизской экономики. Президенты также продлили полномочия Таира Мансурова на посту Генерального секретаря ЕврАзЭС, согласовали вопросы бюджета организации, а также деятельность ее Межпарламентской ассамблеи. Наконец, было решено, что следующий саммит состоится в декабре текущего года. Кроме того, Назарбаев призвал участников ЕврАзЭС активно сотрудничать с другими международными организациями, включая ОБСЕ, АСЕАН и МЕРКОСУР. Медведев отметил, что главы государств обсудили борьбу с последствиями мирового экономического кризиса, влияние которого снижается. А Лукашенко напомнил, что любой союз "братских государств" должен приносить выгоду народу. "Поживем - увидим," - добавил он. Слова белорусского лидера показали, что Минск пока не смог решить, выгоден ли для Белоруссии ТС и способен ли он компенсировать существование пошлин на экспорт российской нефти и нефтепродуктов.

ВТО до Киева доведет?

После саммита заместитель премьер–министра Белоруссии Андрей Кобяков объяснил, в чем ТС выгоден Минску. Рынок интеграционного объединения насчитывает 170 миллионов человек и позволяет Белоруссии создать новые производства. Кроме того, введение общих правил технического регулирования, а также санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, должно предотвратить претензии к качеству белорусской продукции в России. Что касается вопроса об экспортных пошлинах, то Кобяков отметил, что на саммите был принят специальный протокол, устанавливающий, что они будут отменены после ратификации Минском пакета документов по ЕЭП. То есть не потребуется даже ратификации документа Москвой и Астаной. По словам экспертов, не присоединившись, Белоруссия столкнулась бы с ограничениями поставок своей продукции на российский рынок. Поэтому не удивительно, что парламент страны все же ратифицировал таможенный кодекс, хотя до последнего момента официального подтверждения этой информации не было. Эксперты отмечают, что Лукашенко перед президентскими выборами 2011 года пытается "усидеть на двух стульях" и, не портя отношения с Москвой, демонстрирует белорусам защиту национальных интересов страны. В то же время, участие в интеграции Киргизии и Таджикистана аналитики не считают настолько же экономически обоснованным, как в случае Белоруссии. И речь не только о том, что экономики этих стран слишком слабы, а государственные границы менее прочны. Таджикистан не имеет таможенной границы с другими странами ТС, а Киргизия давно вступила в ВТО. Это ставит Бишкек в то же положение, что и Киев, вступившего в международную торговую организацию в 2008 году. Членство в ВТО поставило крест на присоединении Украины не только к Таможенному союзу, но и к Единому экономическому пространству России, Казахстана и Белоруссии, хотя Киеву публично и предлагали сделать это. Однако в администрации президента Украины Виктора Януковича заявили, что Таможенный союз осложнил бы членство страны в ВТО. Сам же Янукович отметил, что присоединение Киева к ЕЭП возможно только в случае членства всех его участников в ВТО. Как уже было отмечено, сами участники интеграции не скрывают интерес к вступлению в данную организацию. Это бы решило проблему и с присоединением к интеграционным инициативам Украины. В то же время, по словам экспертов, вопрос о вступлении новых стран в Таможенный союз повышает его имидж. И, в первую очередь, речь идет об имидже в глазах Киева. Что касается суда ЕврАзЭС, то эксперты отмечают его необходимость для переноса механизма решения экономических споров с межгосударственного на наднациональный уровень. К тому же он должен заменить Экономический суд СНГ, который должной эффективности не показал и к которому претензии предъявляли не только эксперты, но и главы государств. Так, еще в 2006 году Назарбаев заявил, что "экономический суд СНГ за десять лет своего существования рассмотрел всего 62 дела. Решения вынесены по четырем из них. Истцы даже не являются на заседания суда, зная, что они носят рекомендательный характер". Между тем, создание ЕЭП может столкнуться с не меньшими трудностями, чем формирование ТС.

Без альтернатив

Уже до конца текущего года правительства трех стран должны подготовить все документы для создания ЕЭП. Эксперты же говорят о тех моментах, которые могут замедлить создание общего экономического пространства. Так, Россия и Белоруссия не решили газовый вопрос. Минск хочет, чтобы топливо поставлялось по внутрироссийским ценам. Москва не готова осуществить такой переход раньше 2015 года. Уже звучат в Белоруссии и заявления о том, что российские олигархи могут начать скупать самые лакомые активы страны. С другой стороны, в трех странах различна экономическая политика, законодательство и даже экономические системы. К тому же Минск может не согласиться с выравниванием размеров государственной поддержки экономики. Поэтому без согласования переходных периодов и исключений из правил ЕЭП не обойтись. В то же время, некоторые украинские эксперты уже заявили о том, что экономические потери страны от вступления в ЕЭП могут составить до пяти процентов ВВП. При этом они предлагают интегрироваться не только после вступления стран-участниц ЕЭП в ВТО, но и просто-напросто через усиление сотрудничества с ЕС. Планы создания ЕЭП с Европой "от Атлантики до Тихого океана" существуют и в России, однако пока нет детально разработанных программ такой интеграции и предметной работы по ним. Поэтому намерения здесь остаются на уровне картин прекрасного будущего. Не исключено, что данная инициатива сегодня также больше нацелена на формирование привлекательного имиджа в глазах потенциальных участников интеграции в ЕврАзЭС. Таким образом, привлечение в ЕЭП Киева, который, будучи самоценен в качестве партнера, смогло бы ускорить и процесс интеграции с Белоруссией. Но это может оказаться не легче, чем белорусская эпопея вхождения в ТС. Ответ на вопрос о сроках вступления России в ВТО остается неопределенным. Не завершен многолетний процесс переговоров о членстве в торговой организации также в случаях Казахстана и Белоруссии. Год назад сообщалось, что Россия завершила переговоры по вступлению в ВТО на 95 процентов, Казахстан - на 70 процентов, а Белоруссия - наполовину. Таким образом, первой в организацию, скорее всего, вступит Россия. Только после этого придет черед Казахстана и Белоруссии. А пока единственным реальным партнером в экономической интеграции для Москвы и Астаны является Минск.

Месяц неопределенности завершился присоединением Минска к Таможенному союзу Казахстана и России на саммите Евразийского экономического сообщества. Несмотря на все разногласия, единая таможенная территория трех стран все же вступила в законную силу. Однако перспективы быстрого перехода к дальнейшей экономической интеграции, равно как и расширение участников союза, остаются неопределенными.

Опять тройка

5 июля прошло заседание Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Главным событием саммита стало подписание Нурсултаном Назарбаевым, Дмитрием Медведевым и Александром Лукашенко заявления о вступлении в силу Таможенного союза (ТС). Президенты Казахстана, России и Белоруссии поставили точку в неопределенности, окружавшей участие Минска в таможенной интеграции. "Мы провели заседание высшего органа Таможенного союза, подписано заявление в связи с тем, что Таможенный кодекс вступил в силу. К отношениям между тремя странами кодекс применяется с 6 июля, к отношениям РФ и Казахстана - с 1 июля текущего года. Заключен целый ряд международных договоров, которые регулируют правовые и финансовые аспекты деятельности союза, принято много специализированных решений", - отметил Медведев. Назарбаев, в свою очередь, заявил, что вступление государств-участников ТС во Всемирную торговую организацию (ВТО) произойдет "на консолидированных условиях, как мы раньше и договаривались" и укрепит положение трех стран в международной торговле. "В этом контексте мы положительно оцениваем работу единой переговорной делегации, обеспечивающей процесс вступления государств-членов Таможенного союза", - подчеркнул он. Кроме того, о намерении присоединиться к Таможенному союзу заявили лидеры Киргизии и Таджикистана Роза Отунбаева и Эмомали Рахмон. В более широком интеграционном формате - в рамках ЕврАзЭС - главы государств решили создать суд интеграционного объединения. "Я рад, что мы договорились о статуте суда. Это свидетельствует о том, что интеграция вступает в завершающую фазу, потому что суд нужен тогда, когда есть реальные отношения. Именно тогда и возникают основные проблемы, возникают конфликты", - отметил Медведев. По его словам, новый документ будет применяться в отношении действующего на территории ЕврАзЭС бизнеса, а не только государств. Суд будет решать экономические споры, а также разъяснять и рассматривать документы ЕврАзЭС. Пока эти функции выполняет Экономический суд СНГ в Минске. Назарбаев отметил, что меры ЕврАзЭС "помогли в какой-то степени благополучно пережить основную фазу мирового финансового кризиса". Со своей стороны, Отунбаева выразила заинтересованность в использовании средств Антикризисного фонда союза для поддержки киргизской экономики. Президенты также продлили полномочия Таира Мансурова на посту Генерального секретаря ЕврАзЭС, согласовали вопросы бюджета организации, а также деятельность ее Межпарламентской ассамблеи. Наконец, было решено, что следующий саммит состоится в декабре текущего года. Кроме того, Назарбаев призвал участников ЕврАзЭС активно сотрудничать с другими международными организациями, включая ОБСЕ, АСЕАН и МЕРКОСУР. Медведев отметил, что главы государств обсудили борьбу с последствиями мирового экономического кризиса, влияние которого снижается. А Лукашенко напомнил, что любой союз "братских государств" должен приносить выгоду народу. "Поживем - увидим," - добавил он. Слова белорусского лидера показали, что Минск пока не смог решить, выгоден ли для Белоруссии ТС и способен ли он компенсировать существование пошлин на экспорт российской нефти и нефтепродуктов.

ВТО до Киева доведет?

После саммита заместитель премьер–министра Белоруссии Андрей Кобяков объяснил, в чем ТС выгоден Минску. Рынок интеграционного объединения насчитывает 170 миллионов человек и позволяет Белоруссии создать новые производства. Кроме того, введение общих правил технического регулирования, а также санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, должно предотвратить претензии к качеству белорусской продукции в России. Что касается вопроса об экспортных пошлинах, то Кобяков отметил, что на саммите был принят специальный протокол, устанавливающий, что они будут отменены после ратификации Минском пакета документов по ЕЭП. То есть не потребуется даже ратификации документа Москвой и Астаной. По словам экспертов, не присоединившись, Белоруссия столкнулась бы с ограничениями поставок своей продукции на российский рынок. Поэтому не удивительно, что парламент страны все же ратифицировал таможенный кодекс, хотя до последнего момента официального подтверждения этой информации не было. Эксперты отмечают, что Лукашенко перед президентскими выборами 2011 года пытается "усидеть на двух стульях" и, не портя отношения с Москвой, демонстрирует белорусам защиту национальных интересов страны. В то же время, участие в интеграции Киргизии и Таджикистана аналитики не считают настолько же экономически обоснованным, как в случае Белоруссии. И речь не только о том, что экономики этих стран слишком слабы, а государственные границы менее прочны. Таджикистан не имеет таможенной границы с другими странами ТС, а Киргизия давно вступила в ВТО. Это ставит Бишкек в то же положение, что и Киев, вступившего в международную торговую организацию в 2008 году. Членство в ВТО поставило крест на присоединении Украины не только к Таможенному союзу, но и к Единому экономическому пространству России, Казахстана и Белоруссии, хотя Киеву публично и предлагали сделать это. Однако в администрации президента Украины Виктора Януковича заявили, что Таможенный союз осложнил бы членство страны в ВТО. Сам же Янукович отметил, что присоединение Киева к ЕЭП возможно только в случае членства всех его участников в ВТО. Как уже было отмечено, сами участники интеграции не скрывают интерес к вступлению в данную организацию. Это бы решило проблему и с присоединением к интеграционным инициативам Украины. В то же время, по словам экспертов, вопрос о вступлении новых стран в Таможенный союз повышает его имидж. И, в первую очередь, речь идет об имидже в глазах Киева. Что касается суда ЕврАзЭС, то эксперты отмечают его необходимость для переноса механизма решения экономических споров с межгосударственного на наднациональный уровень. К тому же он должен заменить Экономический суд СНГ, который должной эффективности не показал и к которому претензии предъявляли не только эксперты, но и главы государств. Так, еще в 2006 году Назарбаев заявил, что "экономический суд СНГ за десять лет своего существования рассмотрел всего 62 дела. Решения вынесены по четырем из них. Истцы даже не являются на заседания суда, зная, что они носят рекомендательный характер". Между тем, создание ЕЭП может столкнуться с не меньшими трудностями, чем формирование ТС.

Без альтернатив

Уже до конца текущего года правительства трех стран должны подготовить все документы для создания ЕЭП. Эксперты же говорят о тех моментах, которые могут замедлить создание общего экономического пространства. Так, Россия и Белоруссия не решили газовый вопрос. Минск хочет, чтобы топливо поставлялось по внутрироссийским ценам. Москва не готова осуществить такой переход раньше 2015 года. Уже звучат в Белоруссии и заявления о том, что российские олигархи могут начать скупать самые лакомые активы страны. С другой стороны, в трех странах различна экономическая политика, законодательство и даже экономические системы. К тому же Минск может не согласиться с выравниванием размеров государственной поддержки экономики. Поэтому без согласования переходных периодов и исключений из правил ЕЭП не обойтись. В то же время, некоторые украинские эксперты уже заявили о том, что экономические потери страны от вступления в ЕЭП могут составить до пяти процентов ВВП. При этом они предлагают интегрироваться не только после вступления стран-участниц ЕЭП в ВТО, но и просто-напросто через усиление сотрудничества с ЕС. Планы создания ЕЭП с Европой "от Атлантики до Тихого океана" существуют и в России, однако пока нет детально разработанных программ такой интеграции и предметной работы по ним. Поэтому намерения здесь остаются на уровне картин прекрасного будущего. Не исключено, что данная инициатива сегодня также больше нацелена на формирование привлекательного имиджа в глазах потенциальных участников интеграции в ЕврАзЭС. Таким образом, привлечение в ЕЭП Киева, который, будучи самоценен в качестве партнера, смогло бы ускорить и процесс интеграции с Белоруссией. Но это может оказаться не легче, чем белорусская эпопея вхождения в ТС. Ответ на вопрос о сроках вступления России в ВТО остается неопределенным. Не завершен многолетний процесс переговоров о членстве в торговой организации также в случаях Казахстана и Белоруссии. Год назад сообщалось, что Россия завершила переговоры по вступлению в ВТО на 95 процентов, Казахстан - на 70 процентов, а Белоруссия - наполовину. Таким образом, первой в организацию, скорее всего, вступит Россия. Только после этого придет черед Казахстана и Белоруссии. А пока единственным реальным партнером в экономической интеграции для Москвы и Астаны является Минск.
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети