28 апреля 2020 | 14:56

Коронавирус захватил мир. Что будет дальше?

К чему нужно быть готовым после пандемии? Как коронавирус повлиял на жизнь и ценности человечества? Какие уроки должны извлечь люди и почему теперь придется жить с коронавирусом? Интервью с президентом Академии профилактической медицины, членом Американской ассоциации здравоохранения, профессором медицины Алмазом Шарманом.
 
Что нужно знать о коронавирусе сейчас, с учетом того опыта, который уже имеют Казахстан и мир?

ПОДЕЛИТЬСЯ

К чему нужно быть готовым после пандемии? Как коронавирус повлиял на жизнь и ценности человечества? Какие уроки должны извлечь люди и почему теперь придется жить с коронавирусом? Интервью с президентом Академии профилактической медицины, членом Американской ассоциации здравоохранения, профессором медицины Алмазом Шарманом.
 
Что нужно знать о коронавирусе сейчас, с учетом того опыта, который уже имеют Казахстан и мир?

Алмаз Шарман: Это относительно новый вирус, с ним человечество никогда не встречалось, и от него у людей нет иммунной защиты. То есть мы, по сути, беззащитны перед этим коронавирусом. При этом вирус очень контагиозный – то есть заразный.
Второе – он вирулентный (от латинского "ядовитый"). То есть вирус вызывает сильные нарушения в организме человека, особенно у тех людей, кто страдает хроническими заболеваниями, это в основном пожилые и ослабленные люди. Болезнь может приводить к тяжелым осложнением, которые требуют серьезных реанимационных мероприятий и ИВЛ.
Также известно, что у 50 процентов людей, которые заражены, заболевание может носить совершенно бессимптомный характер. В этом, собственно, и опасность. Человек может быть зараженным и не осознавать этого.
И поэтому, на данный момент, поскольку нет ни вакцин, ни лекарств, единственный путь – это самоизолироваться, ограничить контакты и посещение общественных мест, соблюдать гигиенические нормы. Только так можно защититься от заражения.

Реклама
Реклама

 
В последние годы мы слышим много критики в адрес казахстанских врачей. Вы несколько лет прожили за рубежом, в частности в США. Как вы оцениваете действия казахстанских врачей в условиях пандемии? Насколько наша медицина отличается от медицины в США?
 
Медицина в США наиболее конкурентоспособная. Там врачи очень долго учатся, они готовятся к этой профессии, и в этой стране очень высокая конкуренция. То есть те врачи, которые прошли через эти жернова отбора, – они действительно специалисты высочайшего класса. И все это признают.
Но нужно разделять медицину и здравоохранение. Здравоохранение – это когда все могут посетить больницу, вызвать скорую и по доступной цене получить лечение. К сожалению, Америка в этом плане гораздо хуже многих стран, в том числе и Казахстана. Вызов скорой помощи в США стоит около 1500-2000 долларов, если у человека нет страховки.
Конечно, компетенции у некоторых наших врачей не хватает. Но в Алматы можно найти очень достойные островки компетенции, я знаю очень многих высокопрофессиональных врачей. Поэтому важно, чтобы остальные доктора тоже подтягивались к этому уровню. Для этого необходимо, чтобы специалисты были мотивированы и получали достойную заработную плату. Важно, чтобы врачи, которые очень много работали над своей квалификацией, получали достойные деньги. Когда всем подряд на 15-20 процентов повышают заработную плату – у врачей теряется мотивация. Поэтому здесь должна быть дифференцированная система оплаты, чтобы доктора могли достойно выполнять свою работу.
 
Как вы оцениваете реакцию Минздрава Казахстана на мировую пандемию?

Я считаю, что меры, которые были приняты для сдерживания эпидемии, в Казахстане внедрены своевременно. Казахстан одним из первых среди стран постсоветского пространства ввел эти меры, и в стране обеспечивается достаточно успешное сдерживание эпидемии. Ситуация в Казахстане в целом лучше, чем во многих других странах.
 
Но, естественно, не хватает еще опыта. После развала Союза мы не сумели воссоздать санитарно-эпидемиологическую службу (СЭС), и, к сожалению, очень многие известные санитарные врачи ушли из отрасли. Сейчас вот этот дефицит кадров и системы дает о себе знать. Поэтому, когда все это успокоится, нужно большое внимание уделить восстановлению санитарно-эпидемиологической службы, чтобы они использовали эффективные методы слежения за контактными, выявление контактных лиц. Это очень сложный процесс. Многим кажется, что просто посадили всех на карантин, и все. Нужен грамотный дифференцированный подход: разделять людей, которые заболели, которые контактировали с заболевшими, людей, которые находятся под риском заражения.
Нынешняя пандемия застала многих врасплох, не только казахстанцев, но и других. Я общаюсь с американскими коллегами, и мало кто ожидал, что эпидемия приобретет такие колоссальные масштабы.
 
Медики всегда находятся под более высоким риском заражения. Сейчас они находятся на самом переднем фронте борьбы с КВИ. И к этому нужно относиться с пониманием, с большим уважением. Разное было отношение к врачам, может быть, где-то и компетенции не хватало у медработников. Сейчас пора объединиться и понять. Я надеюсь, что наконец придет переосмысление отношения к нашим врачам.
Например, в Нью-Йорке по вечерам аплодируют докторам, то же самое в Италии, в Китае было.
 
По некоторым субъективным наблюдениям, смертность от COVID-19 в странах СНГ ниже, чем в США и Европе. Как вы думаете, с чем это связано? Связано ли это с вакцинацией БЦЖ?
 
Пока твердо обоснованных научных данных о том, что БЦЖ каким-то образом защищает от КВИ, нет. Есть только догадки. Но, возможно, это имеет место.
Что касается более низкой смертности в странах СНГ от COVID-19. Нужно учитывать, что изначально в странах СНГ фоновый уровень смертности был выше. Гораздо выше. Средняя продолжительность жизни в постсоветских странах намного ниже, чем в Европе, США и Южной Корее. Люди просто не доживают до того пожилого возраста – когда они попадают под высокий риск заболеть коронавирусом.
Поэтому здесь нужно будет в дальнейшем очень внимательно изучить эту ситуацию. Я думаю, что уже ретроспективно мы поймем, где сыграли роль эффективные противоэпидемические мероприятия, где, может быть, и БЦЖ сыграла роль, а может, и еще какие-то факторы. То есть это такой интересный вопрос для анализа.
 
В разные годы в Казахстане разрабатывали вакцины против вирусов H1N1 и H5N1. Но в конце концов нашим людям они не пригодились. Насколько оправдана разработка вакцины против коронавируса в Казахстане?
 
Сейчас очень многие занимаются созданием вакцины, и компании, которые имеют огромный опыт, и отдельные страны. Создание серийного производства вакцины - очень сложный процесс. Допустим, хорошо, создали вакцину против COVID-19. Вирус может приобрести какую-то сезонность, может вообще исчезнуть, как вирусы SARS и MERS.
В 2003 году была создана первая вакцина от вируса SARS (атипичная пневмония). И эта вакцина впоследствии оказалась никому не нужной, она неприменима и сейчас. Поэтому я предлагаю поставить более амбициозную задачу – создать универсальную вакцину для всех будущих коронавирусных инфекций, это более конкурентоспособный проект. Но самое главное, и это уже все поняли, что без кооперации и без международного сотрудничества мы не сможем победить коронавирусы и другие пандемии, которые будут нас ожидать в будущем. А они будут. Поэтому не нужно создавать велосипед в отдельно взятой стране и лаборатории. Нужно четко кооперироваться с другими странами и другими продвинутыми научными коллективами.
 
Как-то в одной из своих публикаций вы говорили о том, что в геноме человека сохранились древние вирусы, которые могут проявиться в любой момент. Что еще известно об этом? И относится ли к ним коронавирус?
 
Это в основном касается семейства вирусов, называемых ретровирусами. Они способны самостоятельно внедряться в геномную структуру человека. К ретровирусам относится вирус СПИДа. У этих вирусов есть четкий механизм встраивания. Примерно 10 лет назад ученые обнаружили, что порядка 10 процентов безмолвных генов человека – это, по сути, останки древних вирусов, с которыми человечество боролось и победило их. Но они не исчезли, они просто встроились в наш геном и продолжают там находиться. Это не фантастика, это реальность.
Что касается РНК-вирусов, то они хотя не обладают такими способностями, но обладают другими удивительными способностями, о которых мы раньше не знали, это механизмы, с помощью которых они связываются с рецепторами нашего организма. Это объясняет их удивительную патогенность (опасность), но в то же время открывает новые перспективы и новые идеи для того, чтобы создавать универсальные вакцины.
Разработка вакцины от коронавируса займет не менее года. Нужно испытать ее на безопасность, токсичность, эффективность, подобрать дозы. В идеале этот процесс занимает лет 10. Но в случае с этим коронавирусом, скорее всего, будет ускоренный процесс.
 
В Швеции и Беларуси не стали вводить карантин для населения, утверждая, что нужно выработать коллективный иммунитет. Мог ли Казахстан пойти по этому пути?
 
Конечно, можно было пойти по этому пути и выработать коллективный иммунитет. Но это произошло бы ценой гибели очень многих людей, особенно пожилых, среди которых наши дедушки, бабушки, дяди и тети, ведь они находятся под высоким риском. Пойдет ли общество на это? Думаю, что нет.
Я не знаю, что творится в Беларуси, но я знаю, что в Швеции такая точка зрения превалировала. Но после этого правительство страны серьезно осудили. И сейчас они принимают жесткие меры. Следует отметить, что граждане Швеции сами по себе очень ответственные люди. Многие шведы самоизолировались, просто сидели дома. То же самое в Англии. Премьер-министр Борис Джонсон со всеми здоровался, обнимался – а потом заразился коронавирусом и попал в реанимацию.  
Мы еще многого не знаем об этом коронавирусе, еще нужно понять, может, он и не такой страшный, а может, он страшнее, чем мы предполагаем. Все это еще предстоит изучить. Но однозначно то, что этот вирус вызывает достаточно высокую смертность. Мои коллеги из Национального кардиохирургического центра видят это каждый день. У пациентов буквально на глазах легкие разваливаются, он не может дышать. И это страшное зрелище.
 
Говорят, что коронавирус теперь с нами навсегда и нам придется с этим жить. К чему нужно быть готовым?
 
Коронавирусы уже 55 тысяч лет существуют с человечеством на планете. Они вызывают большое число обычных простудных заболеваний.
2 года назад было исследование в университете имени Джонса Хопкинса о том, что может вызвать следующие пандемии – бактерии, прионы простейшие или вирусы? Ученые пришли к выводу, что это будут вирусы. И не просто вирусы, а РНК-вирусы, к которым относятся вирусы гриппа и и коронавирусы.
Это такой эволюционный отбор, он происходит всегда. Мы же своими действиями ускорили процесс, эволюцию мы превратили в революцию, и природа отвечает нам вот такой пандемией. Серьезные вспышки коронавирусной инфекции уже было в 2003 и в 2012 годах. Нынешняя уже третья. И это однозначно будет повторяться. Если нынешняя пандемии - это COVID-19, следующая, вероятно, будет COVID-20, 25 и так далее. К этому надо готовиться, нужно создавать универсальные вакцины, мы все должны понимать, что периодически нам придется изолироваться.
Я надеюсь, что будут созданы более современные и технологичные механизмы слежения и нам не придется пользоваться cсредневековыми методами, такими как карантин, изоляция - так против чумы боролись. Сейчас уже существуют технологии, которые позволяют раньше выявлять контакты и быстрее реагировать.
Я считаю, что все усилия нужно направлять не на то, чтобы сотни миллионов долларов платить футбольным звездам, а лучше их направлять в лаборатории, которые разрабатывают лекарства и вакцины.
 
Какие уроки должны извлечь люди из пандемии коронавируса?

Вы знаете, я живу за городом - между Алматы и Талгаром. Мы с супругой часто бываем в горах и видим, что люди чаще стали выходить на природу со своими семьями. Мы в это ущелье ходим лет 10, и никогда такого не видели. То есть люди стали близки с родными. Меня это очень порадовало. С одной стороны, эта пандемия как-то разъединила людей, но в то же время мы стали ближе к своим семьям.
Сильно сомневаюсь, что мы войдем в обычную колею, мир постепенно уже будет другим. Сейчас идет серьезное переосмысление ценностей. Что важно: семья, вера, старые привычки. Мы всегда гнались за богатством, славой и властью. И теперь видим, что все эти вещи сейчас не так важны. Все ценности, которые раньше существовали, пересматриваются. Происходит такой даунсайзинг. Просто надо подумать, в чем истинно человек нуждается.
 
И напоследок какие советы вы дадите казахстанцам по профилактике коронавируса?
 
Очень важно соблюдать личную гигиену, чаще мыть руки, надевать маски. Часто вижу, как некоторые плюются на улице. А ведь это распространение не только коронавируса, но и многих других инфекций. Сейчас люди будут интуитивно понимать, что нужно соблюдать эти меры не только ради себя, но и ради общественного благополучия.
Сейчас, естественно, время большого дискомфорта для всех, и я призываю всех просто переждать это. И я абсолютно убежден, что мы преодолеем весь этот кризис. Может, не все будет, как раньше, но, по крайней мере, мы сможем выходить на улицу и наслаждаться природой.
 
Беседовала Айнаш Ондирис


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram