В рамках 30-летия независимости Казахстана под общей редакцией председателя КНБ генерал-лейтенанта Карима Масимова подготовлены к изданию книги "Хроники отечественной спецслужбы. Истории о людях, событиях, фактах" и "Государственная граница". Они повествуют о службе оперативных работников и пограничников, которые внесли достойный вклад в дело обеспечения национальной безопасности и охраны рубежей нашего государства.
В рамках 30-летия независимости Казахстана под общей редакцией председателя КНБ генерал-лейтенанта Карима Масимова подготовлены к изданию книги "Хроники отечественной спецслужбы. Истории о людях, событиях, фактах" и "Государственная граница". Они повествуют о службе оперативных работников и пограничников, которые внесли достойный вклад в дело обеспечения национальной безопасности и охраны рубежей нашего государства.
Tengrinews.kz публикует отрывки из книг. Это история о майоре Алимжане Матмусаеве.
Экстрим тринадцатой минуты
Круто задрав нос, самолет стремительно поднимался ввысь.
Вдруг на тринадцатой минуте полета, когда стальная машина взлетела выше облаков, на высоте 4000 метров техник корабля капитан Есенгали Батрашев доложил, что загорелось табло. Тут же приборы известили об отказе правого двигателя.
В тот день военнослужащие спецподразделения группы "А", выполнив свою задачу в полном объеме, на военно-транспортном самолете "Ан-74Т-200А" возвращались к месту постоянной дислокации.
Врезаясь в синь неба, воздушное судно набирало высоту. За штурвалом корабля – опытный летчик первого класса майор Алимжан Матмусаев.
За стеклом иллюминатора наблюдалась живописная картина земли с высоты птичьего полета: сначала утопающий в зелени город Усть-Каменогорск, а позже холмы, маленькие речки, вдоль и поперек исполосовавшие местный ландшафт.
Майор Матмусаев с серьезным и строгим лицом пилотировал точно и аккуратно, руки его крепко сжимали штурвал.
Убедившись, что все параметры в норме, летчик включил автопилот. Казалось, что теперь можно немного расслабиться.
Бесспорно, вся ответственность за любой полет лежит на командире корабля, но безопасность зависит в том числе и от слаженных действий членов экипажа.
Вот и сейчас помощник командира корабля капитан Асхат Огузбаев, сконцентрировавшись на карте и пилотажно-навигационных приборах, подсказывает командиру курс следования, скорость и высоту.
Бортовой техник капитан Есенгали Батрашев, пристально следит за параметрами двигателя, контроля силовой установки и ряда систем. Его внимательность и наработанное с годами чутье тоже являются залогом безопасности.
Шла тринадцатая минута полета.
Вдруг параметры самолета зашкалили.
Загорелось табло.
Приборы известили о растущей температуре масла и подшипника.
И тут же произошел отказ одного из двигателей.
Члены экипажа с тревогой взглянули на своего командира.
– Не паниковать! – спокойным твердым голосом сказал майор Матмусаев. – Работаем по инструкции. Возвращаемся на аэродром взлета и идем на аварийную посадку.
Уверенными движениями переключив режим автопилота на ручной, Алимжан Рустамович взял управление кораблем в свои руки и перешел в горизонтальный полет.
Командир корабля уменьшил режим работы двигателя и сразу заметил, что давление масла моментально упало до нулевой отметки.
Он незамедлительно дал команду на выключение правого двигателя, иначе от горячего воздуха, который из-за неполадки начал поступать в подкапотное пространство, могло произойти возгорание (позже, при вскрытии двигателя, обнаружилась устарелость одного из металлов, а из-за горячего воздуха вся поверхность внутреннего пространства была расплавленной и в черной копоти. То есть до пожара оставались считаные секунды).
Не отрывая взгляда от лобового стекла или так называемого авиационного фонаря, командир одной рукой прикрыл пожарный кран левого двигателя, дабы техник в волнении случайно не перепутал приборы и не отключил исправный двигатель.
Предосторожности майора Матмусаева были напрасными. Экипаж действовал без суеты, четко и уверенно.
Капитан Огузбаев связался с диспетчером и доложил о вынужденной экстренной посадке воздушного корабля.
Бортовой техник-инструктор майор Молдагулов предупредил старшего группы спецподразделения о сложившейся ситуации и возвращении на аэродром Усть-Каменогорска.
На все манипуляции у летного экипажа ушло несколько секунд. Между тем из-за отказа двигателя возникла несимметричная тяга, то есть крен самолета.
Майор Матмусаев, парируя возникающее стремление воздушного судна к крену, удерживал штурвал, одновременно отклоняя педаль в сторону, противоположную отказавшему двигателю.
И на высоте в 5500 метров развернув многотонную стальную машину, занял обратный курс.
На борту корабля воцарилась мертвая тишина. Для пассажиров "Ан-74Т-200А" начались тягостные минуты ожидания и тревоги.
Но надо отдать должное: на серьезных суровых лицах спецназовцев не дрогнул ни один мускул. Конечно, это неудивительно, ведь этим парням по долгу службы не раз приходилось бывать в экстремальных ситуациях. А члены экипажа в эту тринадцатую минуту мыслями были в цепкой власти полета.
Ни один из них не совершил суетливых, лишних движений, не показал обеспокоенности и зародившегося страха, который невольно возникает у человека в такой нестандартной обстановке. Просто каждый из них еще больше сосредоточился на своих обязанностях. Обменивались лишь взглядами и продолжали вести стальную машину.
Все как обычно. Но именно эта простота и зовется мастерством летного экипажа.
Через долгие напряженные крайние пять минут сложного полета впереди показались знакомые очертания посадочной площадки. Летчик сделал разворот и зашел на посадку. Самолет качнулся и, вырулив на осевую линию, заскользил по бетонной полосе.
Стоило его колесам коснуться земной тверди, как на борту корабля раздались благодарные аплодисменты.
Аварийная посадка воздушного судна, несмотря на то, что из-за горных хребтов вблизи аэропорта не было возможности для разворота на встречный ветер и пришлось приземляться с попутным, что не сулило удачного приземления, закончилась благополучно.
Необходимо отметить и то, что посадка производилась с максимальной посадочной массой, вследствие чего командиру корабля на предпосадочной полосе приходилось выдерживать максимальный режим.
Но летчик отлично справился со своей работой.
Четкость и профессионализм капитана корабля и всего экипажа обеспечили самое главное – жизнь и здоровье более 20 пассажиров самолета.
Легко сойдя по стремянке вниз, экипаж с ликующим сердцем сделал первые шаги по земле Усть-Каменогорского аэродрома.
А по возвращении в родную часть никто из них и словом не обмолвился о пережитых сложностях в небе.
Для каждого это обычный полет. Обычная, но горячо любимая работа.
***
Наверное, летчики правы, считая свою работу обыденной. Авиаторам виднее. Но от этого не становится меньшим подвиг экипажа, спасшего жизни пассажиров и сохранившего дорогостоящую технику.
Руководство пограничного ведомства по достоинству оценило действия экипажа.
За проявленный высокий профессионализм при нестандартной ситуации команда воздушного судна "Ан-74Т-200А" была награждена почетными грамотами от имени заместителя председателя КНБ – директора Пограничной службы.
Командир корабля майор Матмусаев за отвагу и самоотверженность награжден орденом "Айбын" ІІ степени.