ПОДЕЛИТЬСЯ
18 декабря 2014 | 13:47
Миллиарды тенге тратит бизнес на откуп от проверок в Казахстане - НПП
Миллиарды тенге тратит бизнес на откуп от проверок в Казахстане. В Национальной палате предпринимателей РК подвели предварительные итоги действия моратория на проверки малого и среднего бизнеса, передает Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу НПП.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Миллиарды тенге тратит бизнес на откуп от проверок в Казахстане. В Национальной палате предпринимателей РК подвели предварительные итоги действия моратория на проверки малого и среднего бизнеса, передает Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу НПП.
"Ни для кого не секрет, что именно при проведении проверок самый высокий риск коррупционных проявлений со стороны проверяющих. Предприниматели вынуждены "откупаться" от проверяющих, причем иногда и при отсутствии нарушений ("на всякий случай", "а вдруг, что-нибудь найдет" и т.д.). По самым минимальным оценкам, общая сумма этих "откупов" (только по проверкам) - несколько миллиардов тенге, которые субъекты МСБ с большей пользой могли бы использовать, например, для развития производства", - говорится в тексте исследования НПП по теме последствий моратория на проверки МСБ.
В Нацпалате сделали анализ введенного в этом году моратория на проверки малого и среднего бизнеса. Согласно полученным данным, существует ряд позитивных и негативных факторов. К позитивным в НПП отнесли кардинальное изменение ситуации с проверками. Если в 2013 году две трети проверок затрагивали именно субъектов частного предпринимательства, то в текущем году, наоборот, только одна треть.
Кроме того, существенно изменилась структура проводимых проверок в части групп риска. То есть введение моратория позволило государственным органам увеличить более чем в 2 раза удельный вес проверок в высокой группе риска. Отмечается рост количества зарегистрированных субъектов МСБ, преимущественный рост количества активных субъектов малого и среднего предпринимательства, рост количества занятых в МСБ, значительный рост выпуска продукции, преимущественный рост производительности труда.
В НПП констатируют, что рост количественных показателей в конечном итоге будет способствовать увеличению вклада МСБ в ВВП Казахстана - основной задачи, поставленной Президентом РК. Немаловажно, что рост количественных показателей, очевидно, перерастет в качество. Кроме того, динамика поступления налогов и платежей в государственный бюджет РК показывает увеличение объемов поступлений в бюджет после проведения предыдущего моратория. Вполне обосновано ожидание роста поступлений в бюджет от субъектов МСБ и в 2014-2015 годах.
К благоприятным факторам отнесены также: изменение подходов к проведению проверок с карательных на предупредительные или профилактические, достижение целевой направленности проверок; высвобождение у предпринимателей времени для своей основной деятельности; сокращение непроизводственных затрат бизнеса; сокращение рисков коррупционных проявлений; спокойствие и уверенность предпринимателя в завтрашнем дне; повышение уровня ответственности самих предпринимателей по осуществлению своей деятельности строго в рамках действующего законодательства; формирование благоприятного предпринимательского климата в стране по выстраиванию взаимоотношений в системе координат "государство - бизнес"; легализация субъектов МСБ, вывод из "тени" той части предпринимателей, которые скрывали свою деятельность.
Тем не менее в Нацпалате предпринимателей отмечают и негативные моменты по итогам моратория на проверки МСБ. Так, указывается на снижение удельного веса проверок МСБ в проверках субъектов частного предпринимательства. Согласно проведенному анализу, снижение не такое значительное (с 91,6 процента в 2013 году до 75,1 процента в 2014 году), за 9 месяцев 2014 года из каждых четырех проверок субъектов частного предпринимательства - три касались субъектов МСБ, а почти половина из 8 503 проведенных во 2-3 квартале 2014 года проверок пришлась все-таки на МСБ (3 750).
Вместе с тем, как отмечают в НПП РК, наметилась динамика к снижению в незначительной группе риска, но ее темпы недостаточны, так как удельный вес проверок с высокой группой риска должен быть порядка 60 процентов, со средней группой риска - 30 процентов, а с незначительной группой риска - не более 10 процентов. Удельный же вес проверок с выявленными нарушениями практически не меняется, то есть половина проверок не выявляет нарушений.
"Но эти проверки проводятся, тратятся бюджетные деньги, время и средства предпринимателей. Отсутствие результатов проверок говорит или о некорректности СУРов (Система управления рисками - Прим. автора) госорганов, или о коррупционных моментах в ходе проверок. Контролирующие органы должны проверять там, где надо (например, там, где есть риски для жизни, здоровья, окружающей среды и т.п.), а не на всякий случай. Выявление (невыявление) нарушений - это всего лишь статистика, которую госорганы должны анализировать, делать выводы и корректировать порядок, формы и содержание регулирования деятельности субъектов частного предпринимательства", - отмечают в Нацпалате.
Еще одним негативным фактором, по мнению НПП, является количество отказов в регистрации актов о назначении проверок, которое остается на высоком уровне (550 актов за 8 месяцев 2014 года). В НПП считают, что необходимо обнародование информации о наказании чиновников, вынесших незаконные акты о назначении проверок. Кроме того, возникают вопросы по снижению количества проверок крупного бизнеса: 8 148 за 2-3 квартал 2013 года и 4 753 за 2-3 квартал 2014 года, то есть почти вдвое снижено количество проверок субъектов крупного бизнеса.
В НПП уверены, что спокойствие предпринимателя за завтрашний день весьма важно. "Он будет уверен, что никто завтра не придет, чтобы наложить какой-нибудь неподъемный штраф, изъять доход, продукцию и так далее. У предпринимателя появляются дополнительные стимулы в улучшении и расширении своего бизнеса", - говорится в тексте.
С более детальной информацией исследования НПП, посвященного последствиям моратория на проверки МСБ, можно ознакомиться здесь.
Показать комментарии
Читайте также