В 2015 году количество предприятий, которые приостановили свою деятельность, увеличилось. Таким мнением поделились с корреспондентом Tengrinews.kz опрошенные эксперты.
В 2015 году количество предприятий, которые приостановили свою деятельность, увеличилось. Таким мнением поделились с корреспондентом Tengrinews.kz опрошенные эксперты.
Как рассказала заместитель секретаря Комитета развития малого и среднего бизнеса НПП РК "Атамекен" Ирина Тюгина, по данным официальной статистики на 1 января 2016 года, показатель зарегистрированных субъектов МСБ снизился в сравнении с 2014 годом на 8,1 процента (135 775 единиц) и составил 1 666 116 единиц. В сравнении с 2014 годом количество зарегистрированных юридических лиц увеличилось на 2,3 процента и составило 300 643 единицы, ИП снизилось на 11,8 процента, до 1 040 767 единиц. В свою очередь, количество действующих субъектов МСБ в 2015 году по сравнению с 2014 годом снизилось на 45 578 единиц (3,4 процента) и составило 1 289 683 единицы.
При этом, Тюгина отмечает, что наряду со снижением действующих компаний увеличивается численность занятых в МСБ и выпуск продукции. Как считает эксперт, это говорит о повышении спроса на продукцию отечественного производства в связи с тем, что импортная продукция дорожает и становится менее конкурентной. По словам эксперта, численность занятых в МСБ на 1 октября 2015 года составила 3 214 937 человек, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года рост показателя составил 10,9 процента (316 651 человек).
Однако, делая прогноз на будущее, эксперт высказала мнение, что на период кризисной волны возможны приостановления предприятий МСБ, при этом увеличение количества закрытия или банкротства предприятий будет незначительным. Она поясняет, что этому есть ряд причин. "В первую очередь, процедура банкротства индивидуальных предпринимателей в Казахстане законодательно не закреплена, а поэтому воспользоваться ею индивидуальные предприниматели пока не смогут. А процедуры закрытия предприятий на сегодняшний день остаются непривлекательными для самих предпринимателей из-за их сложности", - рассказала Тюгина.
По ее мнению, субъекты малого предпринимательства, занятые в сфере торговли, ввиду их мобильности, скорее всего, переориентируются на более дешевые и менее качественные товары и будут работать с рынками ближайших соседей (Китай, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и другие). "Предпринимательство не впервые сталкивается с кризисными явлениями в экономике. По опыту кризиса 2008–2009 годов, скорее всего, бизнес в ближайшее время предпочтет перейти "в режим ожидания", - заключила эксперт.
Генеральный директор консалтинговой компании "Алмагест" Айдархан Кусаинов также придерживается мнения, что 2015 год выдался для бизнеса не самым лучшим в первую очередь из-за нестабильного курса. "У нас 2015 год прошел под знаком двойного потрясения. По сути, мы сделали два кризиса: первый - когда тенге стабильно удерживался, что привело к давлению дешевеющего импорта, оттоку спроса в Россию. Мы сильно подкосили своих производителей. До августа 2015 года внутренние производители либо закрывались, либо терпели бесконечные убытки. После августа мы разорили импортеров", - рассказал наш собеседник, добавив, что в этом году ситуация должна стабилизироваться.
Он считает, что для производственников открываются перспективы. "Важный момент, который нужно выполнить, это дать сейчас им денег. Нужно сильнее кредитовать бизнес, но есть сейчас опасение, что наши власти сделают все с точностью до наоборот. То есть, пример такой, когда были камни кругом. Представим, что государственные деньги - это вода, наши власти заливали это все водой, но там ничего расти не могло. А когда произошла девальвация - камни убрали и почва была готова давать плоды, но теперь власти могут отказаться давать деньги. И судя по тем сообщениям, которые я слышу, оно так и произойдет", - подытожил эксперт.