Средний чек в казахстанских ресторанах не сократился, но при этом посещаемость этих заведений упала на 35-40 процентов. Такими данными с корреспондентом Tengrinews.kz поделилась руководитель Школы гастрономии и сервиса Ratatouille (Рататуй) Яна Лыкова.
Средний чек в казахстанских ресторанах не сократился, но при этом посещаемость этих заведений упала на 35-40 процентов. Такими данными с корреспондентом Tengrinews.kz поделилась руководитель Школы гастрономии и сервиса Ratatouille (Рататуй) Яна Лыкова.
Отвечая на вопрос, как ресторанный бизнес в Казахстане переживает кризис, спикер пояснила, что классическим ресторанам с поставленным сервисом, с хорошей кухней и гастрономией, живется нелегко. "У таких заведений большая часть меню состояла из импортного алкоголя и качественных продуктов, которые завозились из-за рубежа. Из-за границы завозили такие продукты, как мясо, рыба, специи, а в некоторых случаях даже замороженное тесто. И то, что произошло с национальной валютой, не могло не отразиться на их ценах, - отметила собеседница. - Согласно статистике в Казахстан стали меньше импортировать вина, мяса, морепродуктов - это тот набор ингредиентов, которыми местные производители не в полной мере могут обеспечить казахстанцев. У нас по определению нет морской рыбы, у нас очень мало качественной рыбы и практически нет хорошего и выдержанного мяса".
Правда, как рассказала Лыкова, за последние полтора года в Алматы стали появляться местные производители, которые поставляют ресторанам качественную продукцию, и это качество можно всегда проверить. Однако этот тренд должен появляться не только в крупных городах, но и в других областях, уверена собеседница.
При этом она добавила, что в отличие от дорогих ресторанов заведения быстрого питания оказались в выигрыше. "Большая часть клиентов начала ходить туда, потому что там доступные цены, а также относительно хорошее качество продуктов питания и удобное расположение в торгово-развлекательных центрах, которые создают ощущение некого досуга, то есть человек пришел не только покушать, но и хорошо провести время", - подчеркнула Лыкова.
В беседе с корреспондентом Tengrinews.kz владелец и СЕО управляющей ресторанной компании RestoLab Андрей Мокич подметил, что сегодня кофейни остаются забитыми, поскольку средний чек там достаточно низкий. При этом у демократичных проектов с низким чеком, как, например, столовых, также увеличился поток посетителей. В целом, по его словам, можно сказать, что средний класс в Алматы питаться не перестал, но стал искать более доступные места и меньше заказывать дорогие блюда.
Также Мокич поделился мнением о том, какие новые тенденции наблюдаются на рынке ресторанного бизнеса. Так, к примеру, по его мнению, одной из тенденций, которые прослеживаются на рынке Алматы, является открытие демократичных заведений с восточной едой. "По экономическим причинам тренд по всему СНГ - паназиатская кухня и уличная еда. Также появляются рестораны здорового питания, а также фудмаркеты и инновационные фудкорты, я считаю, что эти концепции будут развиваться в Казахстане и скоро их можно будет назвать полноценным трендом", - пояснил эксперт.
Ранее президент общественного фонда "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова рассказала, что расходы у граждан при росте цен на товары будут снижаться. "Либо они будут брать продукты похуже, либо будут экономить на связи, транспорте, развлекательных мероприятиях. Допустим, в Алматы самые дорогие услуги, в том числе развлекательные мероприятия. Соответственно, можно предположить, что по этим направлениям тоже будет ужиматься бюджет", - пояснила социолог, добавив, что самой большой статьей расходов казахстанцев являются расходы на продукты питания (43,5 процента).
Помимо этого, по данным компании Nielsen, около 50 процентов жителей страны стали экономить на свежих продуктах (мясо, рыба, овощи и фрукты), расходы на которые занимают значительную долю семейного бюджета, а 43 процента снизили расходы на дорогие продукты. В целом, те, кто вынужден адаптироваться к растущим ценам, чаще всего начинают покупать только самые необходимые товары, снизив расходы на дорогие продукты (43 процента).