Национальный Банк Казахстана в ходе проведенного мониторинга выявил наиболее часто допускаемые нарушения банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, прав и законных интересов потребителей финуслуг в третьем квартале 2017 года, передает Tengrinews.kz.
Национальный Банк Казахстана в ходе проведенного мониторинга выявил наиболее часто допускаемые нарушения банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, прав и законных интересов потребителей финуслуг в третьем квартале 2017 года, передает Tengrinews.kz.
Так, по результатам анализа установлено, что за отчетный период были допущены нарушения:
- выразившиеся в несоблюдении банком ограничений при исполнении платежных требований в пределах 50 процентов от суммы денег, находящейся на банковском счете физического лица и от суммы, поступившей на банковский счет;
- сроков представления информации по запросу заемщика в период обслуживания договора банковского займа;
- порядка ведения документации по предоставленному кредиту, предусмотренного Правилами ведения документации по кредитованию;
- выразившиеся в неправомерной выдаче банком потребительского займа при превышении максимального уровня коэффициента долговой нагрузки заемщика;
- выразившиеся в необоснованном наложении банком ареста на банковский счет клиента;
- выразившиеся в предоставлении недостоверных сведений в кредитное бюро;
- выразившиеся в несоблюдении банком требований законодательства к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в части отсутствии должного контроля за соблюдением выполнения подразделениями банка требований внутренних правил и процедур;
- выразившиеся в непредставлении, а равно несвоевременном представлении банками запрошенных Национальным Банком документов и пояснений в рамках документальных проверок.
Таким образом, в отчетном периоде по итогам выявленных нарушений в отношении трех банков применены санкции в виде наложения и взыскания штрафов и также в отношении 11 банков принято 14 ограниченных мер воздействия, в том числе 12 письменных предписаний и два письменных предупреждения.
В целях недопущения нарушения законных прав и интересов как существующих, так и потенциальных клиентов банков Нацбанк разъясняет следующее.
Касательно исполнения платежного требования, предъявленного на текущий счет физического лица для взыскания задолженности по договору банковского займа.
"Согласно статье 36 Закона о банках при неудовлетворении требований, вытекающих из уведомления о наличии просрочки исполнения обязательства по договору банковского займа, указанного в пункте 1 данной статьи, банк (организация, осуществляющая отдельные виды банковских операций) вправе, помимо иных мер, обратить взыскание в бесспорном (безакцептном) порядке на деньги, в том числе путем предъявления платежного требования, имеющиеся на любых банковских счетах заемщика (в случае, если такое взыскание оговорено в договоре банковского займа), за исключением денег, получаемых заемщиком в виде пособий и социальных выплат, выплачиваемых из государственного бюджета и (или) Государственного фонда социального страхования, находящихся на банковских счетах, открытых по требованию заемщика, в порядке, определенном нормативным правовым актом уполномоченного органа, а также жилищных выплат, предусмотренных законом Республики Казахстан "О жилищных отношениях", денег, внесенных на условиях депозита нотариуса, и денег, находящихся на банковских счетах по договору об образовательном накопительном вкладе, заключенному в соответствии с законом Республики Казахстан "О Государственной образовательной накопительной системе", - отметили в Нацбанке.