ПОДЕЛИТЬСЯ
15 февраля 2017 | 13:37
Эксперты прокомментировали выделение 2 триллионов тенге на оздоровление банковского сектора
На днях заместитель председателя Нацбанка РК Олег Смоляков озвучил решение правительства выделить Фонду проблемных кредитов 2 триллиона тенге, которые пойдут на выкуп проблемных кредитов банков. Каких именно, не уточняется, хотя программа, по всей видимости, уже составлена. Так, вчера стало известно, что Национальный Банк выделяет 200 миллиардов тенге Qazkom. Корреспондент Tengrinews.kz обратился к экспертному сообществу и попросил собеседников прокомментировать принимаемую меру по оздоровлению банковского сектора.
ПОДЕЛИТЬСЯ
На днях заместитель председателя Нацбанка РК Олег Смоляков озвучил решение правительства выделить Фонду проблемных кредитов 2 триллиона тенге, которые пойдут на выкуп проблемных кредитов банков. Каких именно, не уточняется, хотя программа, по всей видимости, уже составлена. Так, вчера стало известно, что Национальный Банк выделяет 200 миллиардов тенге Qazkom. Корреспондент Tengrinews.kz обратился к экспертному сообществу и попросил собеседников прокомментировать принимаемую меру по оздоровлению банковского сектора.
Исходя из выделяемой суммы, по словам известного экономиста Петра Своика, можно сделать определенные выводы об объеме проблемных кредитов в экономике. При этом станет заметно, что они не сходятся с официальными данными Национального Банка.
"Если брать статистику, навскидку, то всего кредитов в экономике сейчас несколько меньше 13 триллионов. Из них по отчету Нацбанка РК просроченных кредитов совсем немного – меньше триллиона. Если же посмотреть на выделяемую Фонду проблемных кредитов сумму, то получается, что проблемных кредитов как минимум в полтора-два раза больше. Ведь если дают два триллиона, но выкупать их будут, конечно, не по номиналу, а с каким-то дисконтом, то получается, что, по крайней мере, три триллиона, не дай бог, четыре у банков проблемные. А это очень тревожный показатель", - сделал заключение эксперт.
Также Своик склоняется к тому, что выкупаться будут только предпринимательские долги (и то по какому-то списку), а о проблемных кредитах граждан речи не идет. Так или иначе, экономист объясняет, что выделяемые 2 триллиона пойдут только на снятие остроты болезни финансового сектора, образно говоря, откачке токсичной жидкости из организма, после чего банки немного вздохнут с облегчением, но болезнь останется. Причина состоит в том, что нынешняя внешне ориентированная экономическая модель исчерпала себя. Имеется в виду не только экспорт сырья и импорт широкого ряда товаров, но и внешнее финансирование.
"В начале нулевых, при высоких ценах на нефть, банки были локомотивом и витриной экономического роста, росли даже быстрее нефтяников. А сейчас они в лидерах накапливания проблем в данной этой экономической модели. У нас нет национального фондирования банков, только внешнее. А Национальный Банк только гарант поддержки краткосрочной ликвидности местных банков. Он сам свои банки второго уровня никакими длинными и дешевыми деньгами не снабжает. Эта модель будет и дальше болеть, ее надо перестраивать", - объяснил Своик.
Именно это понимание, по словам экономиста, содержится в недавнем Послании Президента. Помимо указаний о том, что надо расчищать плохие балансы и безжалостно ликвидировать "слабые" банки, Нурсултан Назарбев поручил правительству и Нацбанку разработать систему обеспечения банков второго уровня длинными и доступными тенговыми кредитами. Кроме того, в новой экономической модели Нацбанк РК должен будет отвечать не только за инфляцию, но и за рост экономики. Собеседник Tengrinews.kz ни много, ни мало называет озвученные изменения революционными. Вопрос в том, смогут ли они быть воплощены в жизнь.
Таким образом эксперт подвел к тому, что в настоящее время конструктивнее говорить не о том, какие банки прекратят свое существование, а о переформатировании всей системы.
Директор фонда "Финансовая свобода" Расул Рысмамбетов, в свою очередь, приветствует помощь банкам и воспринимает ее более широко, как помощь сектору МСБ и рядовым гражданам.
"Банки являются единственным путем для правительства выделить деньги в МСБ и взвесить все риски. Кроме того, банки активно поддерживают и потребительский спрос. В банках застряло еще много плохих кредитов прошлых лет. Однако многие эти плохие кредиты помогли нашим гражданам купить квартиры, попробовать свои силы в бизнесе", - оценил шаг правительства Рысмамбетов.
Если банки смогут списать ряд плохих кредитов, то у них высвободятся средства для наращивания кредитования, которое снижается сейчас, поясняет эксперт. При этом главное, чтобы помощь получили банки, которые смогут "дотянуться до всех регионов Казахстана".
В заключение Рысмамбетов отметил только, что одномоментное появление в денежной системе двух триллионов тенге может оказать влияние на стабильность курса национальной валюты. Поэтому и банку, и регулятору придется быть осторожными.
Доктор экономических наук, профессор Магбат Спанов в своем комментарии о решении направить два триллиона тенге на капитализацию Фонда проблемных кредитов отметил, что государство, видимо, видит такой вариант решения проблемы наилучшим. Но с точки зрения населения, эти деньги направляются на поддержку "непонятно чего".
"Должна быть представлена программа. Пока было анонсировано в общем. По логике вещей за это должны отвечать депутаты, принимавшие этот документ. Там понимание, какому банку сколько дать, скорее всего, уже есть. Так, например, Qazkom получил 200 миллиардов тенге. Здесь можно только констатировать, что много времени было потеряно. С 2007 года наша банковская система, к сожалению, перестала быть драйвером экономики. После этого идет, я бы назвал не очень хорошее слово, "деградация" банковской системы. Мы видим, что наши банки не выполняют ту функцию, которая изначально была на них возложена. Но по большому счету, это не их вина, а вина создавшейся экономической ситуации в стране", - заключил Спанов.
Показать комментарии
Читайте также