Стремительный рост цифровых экосистем в последние годы - мировая тенденция, Казахстан здесь не исключение. Инновация ради инновации или must have для любой IT-компании? Что же это? Свое видение развития экосистем дали участники панельной сессии "Цифровые экосистемы: инновации или must have лидеров", организованной Halyk Bank. Встреча участников рынка прошла в рамках ежегодного международного технологического форума Digital Bridge в Астане.
Стремительный рост цифровых экосистем в последние годы - мировая тенденция, Казахстан здесь не исключение. Инновация ради инновации или must have для любой IT-компании? Что же это? Свое видение развития экосистем дали участники панельной сессии "Цифровые экосистемы: инновации или must have лидеров", организованной Halyk Bank. Встреча участников рынка прошла в рамках ежегодного международного технологического форума Digital Bridge в Астане.
В приветственном слове модератор панели Нариман Мукушев, заместитель председателя правления Halyk Bank, по совместительству одной из крупнейших экосистем в Казахстане, отметил, что под влиянием пандемии этот процесс ускорился в разы.
По данным прогноза International Data Corporation, в 2023 году 80 процентов компаний из списка Global 2000 будут развивать собственные экосистемы и получат не менее 20 процентов выручки через новые сервисы.
"На примере Halyk Bank мы видим, что при экосистемном подходе границы размываются и наши клиенты получают возможность получить все товары и услуги, условно говоря, в одном месте в один клик. Потребители используют приложение Halyk Homebank, чтобы заказать продукты, купить билеты на самолет или в кино, получить прописку, цифровые документы или справки, которые раньше можно было взять только в ЦОНах. Наше приложение для бизнеса Onlinebank предоставляет клиентам огромный функционал – от регистрации своего бизнеса до получения цифрового кредита в 750 миллионов тенге или сдачи налоговой отчетности онлайн за пару минут", - отметил Нариман Мукушев.
Нариман Мукушев и Евгений Настрадин
Особый интерес вызвала дискуссия о том, кто находится в более выигрышных условиях при развитии цифровых сервисов – банки или нефинансовые компании. Сейчас можно говорить о том, что в нашей стране активно развиваются экосистемы обоих типов. В первом из них банк является ядром экосистемы нефинансовых сервисов, в которых выступает оператором расчетов. Во втором случае крупная нефинансовая компания начинает строить собственную экосистему lifestyle-сервисов и со временем задумывается о создании собственного расчетного центра.
Яркий пример второго случая - Beeline, компания, которая прошла трансформацию из традиционного оператора связи в технологическую компанию с личным банкингом.
"Цель нашей экосистемы – создать бесшовный клиентский опыт, объединяющий услуги цифрового мобильного оператора и digital-продукты в области финансов, ретейла и развлечений", - подчеркнул Евгений Настрадин, главный исполнительный директор Beeline.
С позиции банков своим мнением поделился Айдос Жумагулов, советник председателя совета директоров Freedom Bank:
"Я еще в 2018-2019 годах выступал на одной конференции в Казахстане, где говорил на тему экосистемы в финансовых институтах. Экосистема - это прежде всего трансформация организации, трансформация людей. Старый маркетинг не работает, оценка рисков в банках должна меняться. FinTech и GovTech сегодня позволяют создать оптимальный клиентский путь - принимать решения всего по двум полям за секунды".
Рамиль Мухоряпов, основатель и председатель наблюдательного совета холдинга Chocofamily - первой нон-банкинг-экосистемы в Казахстане, отметил, что количество сервисов не определяет силу и мощь всей экосистемы.
"Мы находимся на этапе переосмысления слово экосистема для самих себя. Был период, когда у нас было много сервисов и нам казалось, что это экосистема, но это просто много сервисов", - комментирует Мухоряпов.
"Хорошо посмотреть на природные экосистемы: ледник - течет родник - растут растения - появляются жучки-паучки. Есть логика и взаимосвязь всех элементов. Убери один - не станет другого. Замени кого-то чем-то ненужным - будет мешать. Думать, что тебе действительно нужно в экосистеме, а что там прямо мешает".
"В какой-то момент ты думаешь, что все экосистемы враги друг другу и надо с ними только конкурировать. Но потом понимаешь, что делать крутые вещи можно вместе, - отмечает Мухоряпов. - Наша задача - быть не самыми большими с точки зрения размеров, а быть самодостаточной, сильной и законченной экосистемой, которая была бы физически полезна другим экосистемам".
В целом участники панельной сессии сошлись во мнении, что интеграция бизнеса и государства, равно как и коллаборация в формате B2B – это новый уровень развития конкурентоспособной модели рынка, в которой конечным выгодоприобретателем является пользователь.