На совещании с участием премьер-министра Казахстана Карима Масимова в Алматы председатель совета ОЮЛ "Ассоциация управляющих активами" Талгат Камаров предложил для стимулирования экономики Казахстана инвестировать средства Единого накопительного пенсионного фонда в акции представителей средних компаний. Опрошенные эксперты рассказали корреспонденту Tengrinews.kz о том, насколько эффективно вкладывать пенсионные деньги в МСБ.
На совещании с участием премьер-министра Казахстана Карима Масимова в Алматы председатель совета ОЮЛ "Ассоциация управляющих активами" Талгат Камаров предложил для стимулирования экономики Казахстана инвестировать средства Единого накопительного пенсионного фонда в акции представителей средних компаний. Опрошенные эксперты рассказали корреспонденту Tengrinews.kz о том, насколько эффективно вкладывать пенсионные деньги в МСБ.
По словам директора ТОО "BRB Invest" Галима Хусаинова, у ЕНПФ имеется инвестиционное ограничение на приобретение долевых ценных бумаг негосударственного сектора в размере пяти процентов, поэтому без увеличения данного лимита финансировать будет проблематично. Тем не менее он считает, что основная задача ЕНПФ - это сохранение средств вкладчиков, а следовательно, это консервативный подход к распоряжению деньгами пенсионеров.
"Приобретение акций средних компаний в текущих условиях является потенциально рискованным активом и в существующей системе прозрачности и транспорентности коммерческих предприятий - это очень неопределенные компании с высокими рисками", - пояснил аналитик, добавив, что перед тем как разрешить финансировать средний бизнес через акции, нужно развить фондовую биржу. Кроме того, по его мнению, нужно наладить нормальную систему аудита и оценки, а также дождаться критического количества листингованных компаний на рынке ценных бумаг, чтобы всегда был выбор и история компаний.
Экономист Евгений Кочетов придерживается мнения, что инвестировать средства ЕНПФ в акции средних компаний выгодно для предпринимательского сектора, а также для пенсионной системы эта мера может тоже оказаться благим решением. "Особенно с учетом того, что деньги пенсионного фонда, направленные в экономику через банковскую систему, не раскрутили кредитный рынок, как хотелось бы", - пояснил он. Однако эксперт считает, что и здесь есть несколько нюансов, на которые следует обратить внимание.
Во-первых, отметил экономист, крупные пенсионные фонды мира стараются меньше инвестировать в свою страну, а приобретать потенциально более доходные активы за ее пределами. "В 1998 году, по данным Towers Watson, локальные акции занимали в портфеле акций фондов 65 процентов, в 2011 году - уже 48 процентов. С 2012 года эта тенденция заметно усилилась. По облигациям ситуация такая же", - пояснил он.
Во-вторых, по его словам, текущая конструкция пенсионной системы в случае принятия подобной меры может поставить казахстанские пенсии под удар. "Нынешний управляющий фондом - Национальный банк, у которого задачи совсем иные, не способен стать эффективным инвестиционным фондом", - продолжил Кочетов. В-третьих, подобное Казахстан уже проходил в период 2007-2009 годов.
"Тогда, увеличив в портфеле долю активов отечественных компаний, были потеряны большие деньги. В 2006 году в портфелях пенсионных фондов резко увеличилась доля негосударственных ценных бумаг. Они составили больше 43 процентов. Были там и акции, и облигации. В итоге убытки в абсолютном выражении за два года составили около 100 миллиардов тенге. Пенсионные деньги - это не деньги венчурного фонда. Здесь цель не только заработать, но и сохранить", - констатировал собеседник. Кочетов пришел к выводу, что подобная мера имеет место быть, но в текущих условиях не стоит ее особо идеализировать.
"Когда пенсионный фонд посредством своей инвестиционной политики не приносит большой доходности, разумеется, приходят идеи о том, как повысить ее эффективность. Но на мой взгляд, направление денег ЕНПФ в МСБ сегодня несет больше рисков для пенсионных денег, чем прямых выгод для бизнеса. Внутренний спрос на продукцию предприятий продолжает сжиматься, сжимается он и в России, как потенциальном рынке сбыта. В Казахстане реальные денежные доходы населения снижаются и это продолжается уже около года. По сравнению с началом 2015 года они снизились на 1,6 процента, а относительно четвертого квартала прошлого года вообще на 7,9 процента. В России реальные располагаемые денежные доходы сократились в июле на 7 процентов в годовом выражении после снижения в июне, мае, апреле, марте, феврале и январе", - подытожил экономист.
Ранее стало известно, на какие проекты направят средства ЕНПФ и Нацфонда. "Для стимулирования предэкспортного и экспортного финансирования предусмотрено 15 миллиардов тенге (из Нацфонда). За счет "микширования" этих средств со средствами ЕНПФ в размере 30 миллиардов тенге по механизму, одобренному на Госкомиссии от 28 июня 2016 года, сформирован перечень потенциальных экспортных операций на сумму 372 миллиарда тенге. На сегодня одобрено четыре проекта (ТОО "Шымкентмай", АО "Масло-Дел", ТОО "Евраз Каспиан Сталь", ТОО "RG Brands") на сумму девять миллиардов тенге, на рассмотрении находятся еще десять проектов на сумму 21,9 миллиарда тенге, по остальным проектам осуществляется сбор документации", - сообщил тогда заместитель министра национальной экономики РК Марат Кусаинов.