МИКС
29 апреля 2021 | 08:40

"Выйдешь из дома, а там опять убитый лежит". Воспоминания жительницы блокадного Ленинграда

ПОДЕЛИТЬСЯ

Иллюстративное фото©Shutterstock

Невозможно понять весь ужас и чувство безысходности, которое охватывало постоянно голодавших людей, запертых в годы войны в блокадном Ленинграде. Они жили надеждой на победу, несмотря на бомбардировки и смерти близких. TengriMIX поделится историей 92-летней жительницы Павлодара, которая в то время была 12-летней девочкой в Ленинграде.


Невозможно понять весь ужас и чувство безысходности, которое охватывало постоянно голодавших людей, запертых в годы войны в блокадном Ленинграде. Они жили надеждой на победу, несмотря на бомбардировки и смерти близких. TengriMIX поделится историей 92-летней жительницы Павлодара, которая в то время была 12-летней девочкой в Ленинграде.

Евгения Григорьевна Спушкова родилась в Ленинграде в 1929 году. Ее мама умерла, когда девочке было пять лет, отец скончался, когда Евгении исполнилось восемь. Воспитывать сироту пришлось бабушке, которая трудилась на двух работах. Родных у Евгении больше не было, разве что тетя, которая жила в другом городе и поездок к которой женщина уже не помнит. Евгения рассказала, что жили они с бабушкой в коммуналке неподалеку от пристани, где стояли пароходы.

Реклама
Реклама

"Я помню день, когда началась война. Мы пошли с бабушкой в магазин. И вдруг услышали, как по репродуктору стали передавать срочное сообщение: "Внимание! Внимание! Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну". Собралась большая толпа народа. Все плачут, все бегают. Мы ничего не купили и быстро пошли домой", - нахлынувшие воспоминания взволновали женщину, которая со слезами на глазах вспомнила день, перевернувший жизнь всех жителей Советского Союза.

В Ленинграде дети постарше были отправлены на завод, где складывали патроны в ящики. За работу и помощь фронту их бесплатно кормили. Женщина рассказала, что было крайне непривычно и жутко страшно, когда перед бомбежкой звучала сирена и по репродуктору объявлялась воздушная тревога. Во время бомбежки необходимо было сразу убегать в газоубежище, в котором, по воспоминаниям Евгении, она могла провести всю ночь. Однажды, когда Евгения вышла из дома во двор, прямо перед ней разорвалась бомба и ее на носилках унесли в газоубежище, где ей помогли медсестры.

"До сих пор помню - выйдешь из дома, а там опять убитый лежит. Много таких было", - рассказала Евгения Григорьевна.

Во время одной из таких страшных бомбежек осколком снаряда убило бабушку Евгении. Маленькая тогда девочка не знала, что делать. На помощь пришли соседи по коммуналке, которые положили бабушку на сани, сверху завязали тело веревками. Евгении пришлось везти сани с убитой бабушкой. Снова началась бомбардировка. Каждый сантиметр города был небезопасен во время вражеских налетов с воздуха. От очередного взрыва маленькая Евгения упала. Она отряхнулась и повезла санки с телом бабушки к зданию, куда свозили убитых. Все здание сверху до низу было заполнено мертвыми телами, которые санитары складывали друг на друга.

Когда маленькая девочка вернулась домой, к ней пришло осознание ужаса произошедшего. Соседи как могли успокаивали плачущего ребенка, который теперь остался совсем один в блокадном Ленинграде. После смерти бабушки 12-летней Евгении пришлось учиться жить одной. Соседи по коммуналке помогали девочке, и она часто гостила у них. Люди делили c девочкой свой небольшой кусок хлеба. Однажды рано утром девочку забрали сотрудники опеки, приезжавшие в то время за детьми, которые остались без семьи. Впопыхах растерянная девочка оставила дома свои документы и даже не прихватила с собой сменную одежду, когда за ней приехали. 

"Помню, налетели самолеты, бомбить начали. Детей отвезли в какой-то лагерь. Мы там одни были. Потом, когда немцев отогнали, нас на грузовиках повезли по Ладожскому озеру. Машины под лед проваливались, мы объезжали и дальше ехали. Стрельба. Ужас. Но наша машина вот проехала. Даже в глазах стоит это страшная картина!" - вспоминает женщина.

Детей посадили в вагоны и эвакуировали в Томск. Евгению Григорьевну оформили к женщине с двумя детьми. Она работала в огороде, поила коров, помогала по хозяйству, за что ее кормили и давали ночлег.

"Ботинки рваные, приду, скорей на печку залезу и ноги отогреваю. А на печке полати были. Они мне говорят: "Залезь на полати, погрейся! Там теплее будет". Я это иной раз как вспомню, так у меня слезы и льются. Плачу!" - поделилась женщина.

В Томске Евгения, как и все дети, начала ходить в школу. После школы они поступила в ремесленное училище, при котором было общежитие, в котором женщина жила. В одной комнате с Евгенией жили еще 15 человек, спали все на соломенных матрасах и соломенных подушках, грелись у печек.

"В День Победы все радовались, все кричали "Ура! Ура! Ура!" Все радовались", - делится женщина.

Окончив училище, Евгения устроилась работать контролером, потом трудилась за станком, также была табельщицей. Выйдя замуж, женщина переехала в Павлодар, куда ее мужа направили по распределению на тракторный завод.

"Смотрю телевизор, там волнения какие-то, и думаю: "Господи, вы это не видели! А война - это же так страшно! А сколько погибло, сколько погибло. И мирных, и солдат, дети с голоду умирали! Страшно", - сказала бабушка.

Командир поискового отряда "Майдан жолы" Александр Шитов, руководитель общественной организации "Правнуки Победителей KZ" Валентина Гузей и волонтер организации "Правнуки Победителей" Альвина Сулейменова, которые недавно побывали в гостях у Евгении Григорьевны и записали ее историю, выразили благодарность женщине за стойкость и самоотверженность во время блокады Ленинграда, с начала которой в этом году исполняется 80 лет.

На прощание гости вручили Евгении Григорьевне фрукты, сладкие подарки и маленькую булку черного хлеба, которую бабушка бережно взяла в руки и отмерила третью часть.

"125 блокадных граммов хлеба давали в Ленинграде по карточкам детям и иждивенцам! Сто двадцать пять! Я до сих пор помню небольшой кусочек, которым делились со мной соседи в ленинградской квартире, я помню хлеб, которым кормили меня в дороге в эвакуацию, я помню хлеб из добрых рук матерей Томска! Я помню все", - сказала Евгения Григорьевна.

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама