counter.yadro.ru
МИКС
16 сентября 2019 | 07:52

Как влюбленный в Казахстан режиссер из Москвы мечтал снять фильм о 50-й параллели

ПОДЕЛИТЬСЯ

Игорь Верещагин. Коллаж TengriMIX Игорь Верещагин. Коллаж TengriMIX

Игорь Верещагин был интеллигентным, эрудированным режиссером, любившим казахскую землю и ее народ. Им он посвятил десятки кинокартин, получивших признание зрителей. Верещагин водил высоких гостей из Москвы в театр на "Кыз Жибек", переводил содержание оперы с казахского на русский, чем восхищал своих слушателей. TengriMIX рассказывает, почему москвич пожелал посвятить свою жизнь Казахстану. 


Игорь Верещагин был интеллигентным, эрудированным режиссером, любившим казахскую землю и ее народ. Им он посвятил десятки кинокартин, получивших признание зрителей. Верещагин водил высоких гостей из Москвы в театр на "Кыз Жибек", переводил содержание оперы с казахского на русский, чем восхищал своих слушателей. TengriMIX рассказывает, почему москвич пожелал посвятить свою жизнь Казахстану. 

Верещагин Игорь Николаевич родился 9 сентября 1919 года в семье известного хирурга Верещагина Николая Алексеевича, дворянина, племянника знаменитого русского художника Верещагина Василия Васильевича. В 1937 году Николай Верещагин был репрессирован.
Мать, Канделарис Клавдия Герасимовна, в замужестве Верещагина, родилась в Греции в 1895 году. Ребенком была вывезена из Греции и вместе с родителями проживала в Ростове-на-Дону. После замужества до 1956 года - в Москве.

Игорь поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова в 1939 году. Во время Отечественной войны (1941-1945) институт был эвакуирован в Алма-Ату, где он продолжил учебу. В 1943 году по возвращении института в Москву и окончании его он получил диплом кинорежиссера. Трудовую деятельность начал с должности  ассистента режиссера (1944-1946) в Центральной студии документальных фильмов в Москве. 

В ноябре 1946 года был направлен в Алма-Ату. Работал начальником сектора хроники и одновременно режиссером-документалистом Алма-Атинской киностудии художественных и хроникальных фильмов (позже - киностудия "Казахфильм"), на долгие годы с которой его связала жизнь.

Уже в 1947 году по сценарию Игоря Верещагина в соавторстве с Н. Бейсековым были сняты документальный фильм и спецвыпуск, посвященные 30-летию Великого Октября. А в общем за время деятельности на киностудии "Казахфильм" Игорь Николаевич создал сотни киножурналов "Советский Казахстан", "Целинный край", 29 документальных и научно-популярных фильмов на самую различную тематику.

В процессе творчества Игорь Николаевич выезжал на предприятия, знакомился с их производственными и экономическими аспектами, спускался в шахты, бывал в горячих цехах, на обогатительных фабриках. Он хорошо знал народное хозяйство всего Казахстана.

Среди его творческого наследия такие фильмы, как "Большой Джезказган" (1958), "Садык - сын Ашира" (о металлурге Чимкентского свинцового комбината, 1968), "Подземные воды - драгоценный дар природы" (1969), "Солнце над Рудным Алтаем" (1970), "Достоевский в Казахстане" (1971), "И расцвела степь" (1979), "Цвети, родная земля" (1983), "Коммунары", "Живая вода" и другие.

Он рассказывал о своих современниках, важнейших событиях в жизни республики. По своим сценариям поставил такие документальные очерки, как "Год по-новому" (1967) о Балхашском горно-металлургическом комбинате, "Подземные воды пустынь" (о вопросе использования подземных вод для орошения земель в пустынных районах и в развитии животноводства, 1973) "Алма-Атинский зооветеринарный институт" (1980), "Чимкентцы" (1982).

В 1969-1970 годах по литературному сценарию Игоря Верещагина был снят документальный фильм "Ленинград - Казахстан" (страницы из биографии братства). Это посвящение героическим дням Великой Отечественной войны и вкладу Казахстана в Победу.

Он выступил автором сценариев и в фильмах "Домбра и тамтам" (1979) и "Чимкентская ордена Ленина…" (1982).  "Домбра и тамтам" - фильм о политическом деятеле Южной Африки, коммунисте и писателе Алексе Ла Гумме. Алекс Ла Гумма был организатором Международной конференции писателей Азии и Африки, которая проходила в Алма-Ате. А "Чимкентская ордена Ленина…" рассказывает о юге Казахстана, земле, прославленной созидательным трудом умелых, талантливых людей.


Игорь Николаевич Верещагин. 1977 год. © Центральный государственный архив Министерства культуры и спорта РК

По отзывам коллег его фильмы отличали "высокий уровень постановочной культуры, историческая строгость и точность, помноженные на зрелое профессиональное мастерство".

В галерее его работ есть фильмы о выдающихся людях, о деятелях литературы и искусства Казахстана, о творчестве Абая в фильме "Потомкам завещанный стих", акына Джамбула - в фильме "Певец весны народной", о Б. Тулегеновой и Е. Серкебаеве в фильмах "Молодые таланты" и "Город моей юности".

Игорь Николаевич был разноплановым режиссером. Он участвовал в создании художественных фильмов "Алдар-Косе", "На диком бреге Иртыша", "Песня зовет" в качестве второго режиссера.

"Только просмотрев фильмы, выпущенные Игорем Николаевичем, можно понять, какими знаниями и умом он обладал, как любил народ, Республику Казахстан и как он сумел свои знания передать, передать свою любовь к народу, с которым он работал и жил. Игорь Николаевич был интеллигентным, эрудированным в области культуры, искусства, астрономии, медицины, многих отраслей промышленности и народного хозяйства. Недаром его называли "человек - ходячая библиотека". Его перу принадлежит большое число статей в сборниках, журналах и газетах по вопросам кино.
Игорь Николаевич много бывал за границей. Полученные знания и впечатления от увиденного использовал в своих работах. Он читал интересные, патриотичные и содержательные лекции, передавая слушателям знания как в области кино, так и в вопросах истории и жизни Казахстана. После окончания лекций слушатели долго аплодировали ему, преподносили цветы и… снова начинались вопросы… Он читал лекции по всему Казахстану, в городах и поселках, зачастую по линии Министерства обороны. Игорь Николаевич обладал хорошей памятью и музыкальным слухом, часто бывал в театрах, слушал оперу на казахском языке, говоря, что "он понимает и чувствует все содержание", - вспоминала супруга Игоря - Наталия Ильинична Верещагина.

К примеру, когда шла опера "Кыз Жибек", на которую Игорь Николаевич пришел вместе с женой и гостями из Москвы (ответработники из правления Госбанка СССР, в том числе заместитель председателя правления Госбанка СССР). Поскольку артисты пели на казахском языке, Игорь Николаевич, зная хорошо содержание оперы, стал ее переводить на русский язык. Гости были в восторге, сообщив, что получили большое удовольствие, побывав и послушав эту замечательную оперу, а рядом сидящие его друзья-казахи были удивлены и обрадованы тем, как точно он вел этот перевод.

Верещагин изучал историю Казахстана. Он мог ответить на различные вопросы и дать разъяснения на темы: о богатствах, культурных ценностях, истории жизни казахского народа и на ряд других.

"Игорь Николаевич очень любил свою работу, в течение жизни собрал огромную библиотеку как художественной литературы, так и специальной, имеющей отношение к его работе, много знал об истории Российского государства и других стран мира. Все, что он приобретал из книг, он обязательно прочитывал и, обладая незаурядной памятью, сохранил в своей памяти на всю жизнь", - говорила Наталия Верещагина.


Игорь с женой Наталией. 1945 год. © Центральный государственный архив Министерства культуры и спорта РК

Казахстан стал ему второй родиной, полюбил он эту землю и прожил до конца жизни, до 70 лет, в Алматы. Мать Клавдия Герасимовна в 1956 году переехала к нему в город Алма-Ату. Здесь она прожила до своей смерти. Умерла в 1969 году.

Верещагина Наталия Ильинична, жена кинорежиссера, закончила Московский кредитно-экономический институт Госбанка СССР. Сначала работала в Казахской республиканской конторе Госбанка на разных должностях, в том числе и начальником Горуправления, а затем в Министерстве финансов Казахской ССР, а последние 24 года до выхода на пенсию -начальником Финансового управления Министерства цветной металлургии Казахской ССР. В семье родилось два сына - Сергей и Владимир. 

Игорь Николаевич очень любил и ценил свою дружную семью. В командировках горячо скучал по семье, сыновьям и уютной домашней обстановке. Возвращение домой было для семьи праздником и радостью: дом наполнялся гостями. За столом он был лучшим тамадой, умел вовлечь в разговор всех присутствующих, был гостеприимен, жизнерадостен. В свободное время семьями ходили в горы, бывали на озере Иссык, Медеу, на пригородных дачах.

Режиссер дружил с Шакеном Аймановым, Ильясом Есенберлиным, Михаилом Аранышевым, Оразом Абишевым и другими.

"Интересные встречи дома были у Игоря Николаевича с Е. Брусиловским, Ш. Аймановым, Варшавским, Брагиным, И. Есенберлиным, Семеновым (директором киностудии) и другими. Шакен Айманов любил играть с Игорем Николаевичем в шахматы. Бывал у нас и Ермек Серкебаев. Нельзя не вспомнить с ним встречи за дастарханом, когда он вполголоса пел романсы, все были очарованы его голосом, пением и красотой певца", - отмечала Наталия Ильинична.

Хотелось бы остановиться на том периоде жизни Верещагина, когда состоялся вынужденный перерыв в работе на киностудии (1950-1957). Отец Игоря Николай Алексеевич окончил в свое время Петербургскую медицинскую академию, переехал в Москву. Образованный и знающий доктор, спасший много людей от смерти, особенно в период Октябрьской революции, заслужил в Москве имя известного хирурга. Органы Народного комиссариата внутренних дел  его арестовали в 1937 году, сослали в город Рыбинск, а по возвращении в Москву через два года не разрешили проживать в Москве. Он, как спецпереселенец, был выслан из Москвы, направлен на проживание и работу в Южно-Казахстанскую область. В городе Шаульдер он работал врачом. В 1941-1942 годах, борясь со вспышками тифа, он сам заболел и умер 8 февраля 1942 года, о чем была прислана Игорю телеграмма: "Ваш отец умер 8 февраля приезжайте за вещами или укажите адрес высылки".

Он был без оснований (о чем свидетельствует посмертная реабилитация) осужден, изгнан из Москвы, разлучен с семьей. 

В 1949 году руководство киностудии и первичной парторганизации советовало Игорю Верещагину подать заявление об увольнении по собственному желанию. Узнав о возможном исключении из рядов партии, направил заявление в ЦК КПСС и поехал в Москву в поисках справедливости. Прожил там восемь месяцев. По возвращении его вызвали в Горком партии и сообщили об исключении из ее рядов. В киностудию на работу он уже не вернулся.

…Но надо было жить дальше и работать. Имея способности к рисованию, он поступил работать в КазИЗО по оформлению выставки на ВДНХ в Москве (павильон Казахстана). Но эта работа не устраивала ни его, ни его семью. Наталия Ильинична вспоминает: "Мне пришлось, забыв о гордости и самолюбии, обратиться в райком партии, где я была на учете, и попросить секретаря (Багаева) найти ему работу, связанную с его специальностью. Я всегда буду благодарна Багаеву, который порекомендовал ему пойти работать в КазГУ на "маленькую должность" - заведующим кинокабинетом. Там Игорь Николаевич проработал до 1957 года. Он нашел там работу для себя, познакомился с преподавателями, аспирантами и студентами. Помогал им, поддерживал дружбу с преподавателями, он и здесь использовал свои незаурядные знания во всех областях народного хозяйства, культуры и искусства, литературы и истории".

Но вот пришли времена, которых ждала вся семья. Игорь Николаевич восстановлен в партии. В октябре 1957 года его пригласили режиссером на киностудию "Казахфильм".

Игорь Верещагин принимал активное участие в общественной жизни. На протяжении многих лет он был секретарем правления Союза кинематографистов Казахстана, заместителем директора киностудии "Казахфильм" имени Ш. Айманова, секретарем бюро парторганизации творческих работников.

Творчество Верещагина было отмечено медалями, почетной грамотой Верховного Совета республики. Он удостоен был звания заслуженного деятеля искусств Казахской ССР.

Игорь Николаевич умер 29 октября 1989 года, а 9 сентября ему исполнилось 70 лет. К нему пришли поздравить с юбилейной датой работники киностудии, а также из Союза кинематографистов. До последних дней жизни он был связан с Союзом кинематографистов, помогая им в работе и вынашивая много творческих планов.

Когда Игорь Верещагин прочитал книгу Николая Михайлова "Иду по меридиану", к нему пришли такие мысли, которые он изложил в своей статье "Казахстан. Мы едем по 50-й параллели": "…автор, удачно выбрав географическую долготу, показал страну как бы "в разрезе" и смог более глубоко, подробно рассказать о типичном, характерном не только для объектов на меридиане, но и для всей страны... А если и о Казахстане попытаться повести документальный кинорассказ в жанре "путешествия"? Взять какую-то географическую широту и организовать киноэкспедицию при участии известного писателя или журналиста с тем, чтобы от его имени шли комментарии о местах, которые мы посетили, чтобы он вел беседы с людьми, которых мы будто бы "случайно" повстречали в пути.

Выбор параллели не составляет труда. Конечно, 50-я. И цифра какая хорошая. И в этой поездке нам, видимо, придется отклоняться от прямой линии - дороги на земле не прочерчены по линейке. Но эти отклонения не должны выходить за границы 49 и 51 градусов северной широты. Иначе теряется принцип отбора объектов".

Зауре Тлеубердина, сотрудник отдела по работе с архивами и историко-документальными коллекциями личного происхождения Центрального государственного архива Министерства культуры и спорта РК

Читайте также