Художник Серикбай Альжанов заинтриговал ценителей искусства. В своей персональной выставке, которая проходит в Almaty Art Center, он представил быт казахского народа, а также откровенные и пугающие картины. TengriMIX покажет произведения, наделавшие немало шума.
Художник Серикбай Альжанов заинтриговал ценителей искусства. В своей персональной выставке, которая проходит в Almaty Art Center, он представил быт казахского народа, а также откровенные и пугающие картины. TengriMIX покажет произведения, наделавшие немало шума.
Уроженец Северо-Казахстанской области, Серикбай Альжанов в 1975 году окончил Алматинское художественное училище им Н. В. Гоголя и остался здесь преподавать. В 2000-х годах он стал выпускником Казахского национального педагогического университета имени Абая.
Его кисти принадлежат свыше 300 произведений. Каждая из работ имеет свой сюжет с яркими образами, отражающими злободневность прошлого и современности.
"Автопортрет". 2000 год.
Излюбленной темой художника остаются традиции и обычаи казахов. Через свои работы он передает быт и историю своего народа. К примеру, в картине "За чаепитием" Альжанов демонстрирует то, как пожилые люди с внуком мило беседуют за дастарханом. Их стол украшен лепешками, бешбармаком и кумысом.
За чаепитием. 2015 год.
Серикбай Альжанов поклонник народной музыки. В картине "Мелодия" можно проследить за тем, как автор, насладившись хорошей игрой кобыза, передал всю эту атмосферу волшебства зрителям.
"Мелодия". 2002 год.
Художник любит уделять внимание деталям. Здесь акцент не только на саукеле из красного бархата, но и на серебряных украшениях.
"Саукеле". 2002 год.
А вот и доспехи воина, в казахском народе называющиеся "бес қару" - оружие настоящих батыров.
"Доспехи воина". 1993 год.
Словно по крупицам собрано живописное полотно "Эхо веков", в котором история обогащена археологическими артефактами прошлых веков.
"Эхо веков". 1999 год.
Ценителю искусства предоставляется возможность окунуться в историю происхождения кочевников степного края, их искусства, символики. Найти в живописном калейдоскопе казахские национальные изделия – домбру, лук и стрелы, щит. Они узнаваемы, их исконность, без сомнения, принадлежит жителям, населяющим казахскую Сахару. Информативность каждого отдельного знака раскрывает перед нами книгу степи. Как казахский курак, сшитый из сотен цветных кусочков материи, обыграны древние символы, средневековые сюжеты, пасторали.
"История народа". 2011 год.
Альжанов посвящает свое творчество и братьям нашим меньшим. Как для геологов, орнитологов, путешественников-этнографов, странствовавших по земному шару, рисунки местностей, представители флоры и фауны важны и для художника. Он был заинтересован самыми нежными существами – бабочками. Им созданы лиричные произведения - "Любовь мотылька 1" (1986), "Любовь мотылька 2" (1999), "Мир в океане", "Вальс бабочек" (2001). В последующем эти работы станут отправной точкой для многих произведений, а именно серий картин "Мир в океане". На сей раз художник запечатлел любимых животных казахов - верблюдов.
"Тревога". 1992 год.
Неожиданный снегопад наблюдает Серикбай Альжанов. За окном квартиры птицы сидят на винограднике и встряхивают оставшуюся под снегом желтую листву.
"Виноградник в снегу". 2000 год.
Снежную зиму изображает живописец и в другом случае: алматинцы на "Атакенте" готовятся к главному празднику - Новому году. Люди покупают елки, апельсины, детвора разбирает шары, а неподалеку Дедушка Мороз и Снегурочка собираются дарить подарки.
"Елка в городе". 2006 год.
Золотую осень можно увидеть в картине "Базар". Покупатели и продавцы шумно торгуются на рынке, не замечая, как прекрасно шелестит желтая листва.
"Базар". 2008 год.
При первой возможности выезжая на этюды, пусть в родные края или отдаленные регионы республики или зарубежья, художник претворяет живописные виды на холстах: "Пейзаж" (1975), "Пейзаж Тау-Тургень", "Река в Тау-Тургене" (обе картины 1989 года), "Пленэр в Экпенды" (1992), "Сосновый бор в Шортанды" (1993), "Гроза" (1998), "Озеро Иссык-Куль" (серия открывается в 2000-м и продолжена в 2004-м), серия "Окрестности Байсеита" (2001), "Зимняя роща", "Золотая осень" (2000), "Окраина Жаркента" (2010) и многие другие.
"Этюд". 2003 год.
"Уютный дворик". 2011 год.
Автор продолжает традиции классического мирового искусства, а произведения художника близки по духу известным аллегорическим и символических полотнам Иеронима Босха и Питера Брейгеля.
Альжанов смело выставляет напоказ обнаженные тела людей, их страсть и утехи, рассказывая о несовершенстве современного мира.
"Вечный праздник любви". 2009 год.
Основное кредо в тематических произведениях казахстанца - попытка сознательно углубиться в "грязь" нашего мира. Само название "Ад земной" взывает к ужасу исторического прошлого планеты. Горит и мучается она. Пламя ада, жаждущее крови, как лава поднимается из мглы через тысячи лет и все так же пожирает людей, безвинных и виновных. Смерть с косами тащит на цепи "грешных". И не угомониться ей, смерти. Как на страже, стоит она с косой, ожидая следующий кровавый исход.
"Ад земной". 2014 год.
Помимо живописи, Альжанов не раз пробовал себя в качестве писателя. Им написаны рассказы по наблюдениям на пленэре, что подчеркивает его романтическую натуру. Любовь не только к кисти, но и перу, позволяет ему вести диалог со зрителем. В этом диалоге нет перебивающих, нет доминирующих. Это диалог свободных, влюбленных в искусство людей.
Р. И. Каргабекова, искусствовед, старший научный сотрудник отдела изобразительного искусства, Института литературы и искусства им. М. О. Ауэзова МОН КН РК. Фото © Союз художников РК