Свои секреты есть даже у тех шедевров живописи, которые кажутся нам хорошо знакомыми. Практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, "двойное дно" или тайная история, которую хочется раскрыть. TengriMIX предлагает вам узнать о тайнах некоторых известных картин.
Свои секреты есть даже у тех шедевров живописи, которые кажутся нам хорошо знакомыми. Практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, "двойное дно" или тайная история, которую хочется раскрыть. TengriMIX предлагает вам узнать о тайнах некоторых известных картин.
Двойники на "Тайной вечере"
Леонардо да Винчи, "Тайная вечеря", 1495-1498
Когда Леонардо да Винчи писал "Тайную вечерю", он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.
"Ночной дозор", который оказался дневным
Рембрандт, "Ночной дозор", 1642
Одна из самых известных картин Рембрандта "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга" около 200 лет провисела в разных залах и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке. Поскольку казалось, что фигуры выступают на темном фоне, ее назвали "Ночной дозор", и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.
И только при реставрации, проведенной в 1947 году, обнаружилось, что в зале картина успела покрыться слоем копоти, исказившим ее колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днем. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия - не более 14 часов.
Обман в автопортрете
Винсент Ван Гог, "Автопортрет с трубкой", 1889
О том, что Ван Гог якобы сам отрезал себе ухо, ходят легенды. Сейчас наиболее достоверной считается версия о том, что ухо Ван Гог повредил в небольшой потасовке с участием другого художника - Поля Гогена.
Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самом деле пострадало левое ухо.
Невинная история "Готики"
Грант Вуд, "Американская готика", 1930
Работа Гранта Вуда считается одной из самых странных и угнетающих в истории американской живописи. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.
На самом деле художник не задумывал изображать никаких ужасов: во время поездки по штату Айова он заметил небольшой дом в готическом стиле и решил изобразить тех людей, которые, по его мнению, идеально подошли бы в качестве обитателей. В виде персонажей, на которых так обиделись жители Айовы, увековечены сестра Гранта и его дантист.
Почему Свобода обнажена
Фердинан Виктор Эжен Делакруа, "Свобода на баррикадах", 1830
По мнению искусствоведа Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки - прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев. Художник изобразил ее с обнаженной грудью. По его замыслу, это символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии: нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета.
Драма австрийской Моны Лизы
Густав Климт, "Портрет Адели Блох-Бауэр", 1907
В начале 1900-х вся Вена обсуждала бурный роман знаменитого художника Густава Климта и Адели Блох-Бауэр, жены австрийского сахарного магната Фердинад Блох-Бауэра. Уязвленный муж захотел отомстить любовникам, но выбрал очень необычный способ: он решил заказать Климту портрет Адели и заставить его сделать сотни эскизов, пока художника не начнет выворачивать от нее.
Блох-Бауэр хотел, чтобы работа продлилась несколько лет и натурщица могла видеть, как угасают чувства Климта. Он сделал художнику щедрое предложение, от которого тот не смог отказаться, и все сложилось по сценарию обманутого мужа: работа была закончена за четыре года и правда сделала так, что чувства натурщицы и художника остыли.
112 пословиц на одной картине
Питер Брейгель-старший, "Нидерландские пословицы", 1559
Питер Брейгель-старший изобразил землю, населенную буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней. В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Некоторые из них используются и по сей день, например такие, как: "плыть против течения", "биться головой о стену", "вооружен до зубов" и "большая рыбка ест маленькую".
Другие пословицы отражают человеческую глупость.
Скрытая картина
Пабло Пикассо, "Голубая комната", 1901
В 2008 году инфракрасное излучение показало, что под "Голубой комнатой" скрыто еще одно изображение - портрет мужчины, одетого в костюм с бабочкой и положившего голову на руку. "Как только у Пикассо появлялась новая идея, он брался за кисть и воплощал ее. Но у него не было возможности покупать новый холст каждый раз, когда его посещала муза", - объяснила возможную причину этого искусствовед Патриция Фаверо.
Анатомия Микеланджело
Пара американских экспертов в области нейроанатомии считают, что Микеланджело на самом деле оставил некоторые анатомические иллюстрации в одной из его самых известных работ. Они полагают, что в правой части картины изображен огромный мозг. Удивительно, но можно найти даже сложные его компоненты, такие как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз. А броская зеленая лента идеально совпадает с местонахождением позвоночной артерии.
Неквадратный квадрат
Казимир Малевич, "Черный супрематический квадрат", 1915
На самом деле "Черный квадрат" вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет - это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Специалисты Третьяковской галереи обнаружили авторскую надпись на известной картине Малевича. Надпись гласит: "Битва негров в темной пещере". Эта фраза отсылает к названию шутливой картины французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле "Битва негров в темной пещере глубокой ночью", представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.
По материалам: cameralabs.org
Подготовила: Нурлыайым Нурсаин
Показать комментарии