Учиться от двух до пяти лет, чтобы получить лицензию таксиста. Можете представить себе такое? Наверняка, с трудом. Ведь у нас в Казахстане любой может быть таксистом. Главное, чтобы была машина. В Лондоне все иначе. TengriMIX рассказывает, как именно.
Учиться от двух до пяти лет, чтобы получить лицензию таксиста. Можете представить себе такое? Наверняка, с трудом. Ведь у нас в Казахстане любой может быть таксистом. Главное, чтобы была машина. В Лондоне все иначе. TengriMIX рассказывает, как именно.
Черные кэбы - самое престижное такси чуть ли не в мире, бренд Великобритании наравне с красной телефонной будкой и даблдекером. Только кэбби - водители кэбов - имеют право брать пассажиров "с руки" в Лондоне. Все остальные службы такси, могут принимать заказы лишь по телефону и через интернет. Также, лишь кэбам позволено пользоваться автобусными полосами. Конечно, приходится платить больше, чем другим таксистам за такую возможность не стоять в пробках. И за первоклассный сервис.
Дело в том, что присоединиться к команде самых вежливых, тренированных и осведомленных таксистов не так-то просто. Чтобы стать кэбби, нужно сдать сложнейший экзамен The Knowledge. Для этого, как говорят сами шоферы, необходимо "имплантировать карту Лондона себе в мозг", то есть выучить расположение 25 тысяч улиц и переулков и 20 тысяч ориентиров, включая парки, площадки, бизнес-центры, посольства, храмы, соборы, стадионы, рестораны (с мишленовскими звездами и без), забегаловки, пабы, школы, университеты, полицейские участки, суды, вокзалы, железнодорожные станции и светофоры с пешеходными переходами. Другими словами, кэбби должен знать абсолютно все места, куда теоретически пассажир может попросить его доставить. Дополнительная сложность в том, что Лондон имеет крайне беспорядочную сетку улиц.
Официально Бюро общественного транспорта (орган, ответственный за выдачу лицензий такси) разрешило использование GPS-навигаторов в кэбах еще в 2006 году, однако особой популярностью они не пользуются - гордость за сданный Knowledge слишком сильна.
Что неудивительно, ведь учеба перед экзаменом в среднем занимает от двух до пяти лет - то есть фактически равносильна получению степени магистра или бакалавра. В городе часто встречаются студенты, которые готовятся к экзаменам на получение лицензии таксиста, которые гоняют на скутерах с заламинированными картами на руле, пытаясь визуализировать ранее заученное. Недавно один из студентов признался, что за три года подготовки к экзаменам прошел пешком и проехал на мопеде более 80 тысяч километров, то есть дважды обогнул земной шар.
Также шоферы обязаны разбираться в текущих политических событиях и, если потребуется, дать совет пассажиру, за кого голосовать. Еще по стандартам кэбов автомобиль должен быть достаточно высоким, чтобы пассажир в цилиндре чувствовал себя комфортно. Это своеобразная дань традициям, ведь кэбы появились в середине XIX века. Тогда же и был впервые введен порядок тестирования, который с тех пор почти не менялся.
Собственно, тест представляет собой серию 21 устного экзамена, на каждом из которых экзаменатор разворачивает перед студентом карту, отмечает на ней две точки, просит назвать их адреса и подробно описать оптимальный маршрут следования из одной точки в другую. На подготовку к первому экзамену дается 56 дней, ко второму - 28. Чем дальше, тем меньше времени на подготовку и тем сложнее задания. Ближе к финишу экзаменатор может, например, попросить перечислить все рестораны Гордона Рамзи в восточной части города, вспомнить воскресное расписание пригородных поездов или текущий репертуар в Ковент-Гардене. Сложность экзаменов не только в вопросах. Чтобы проверить студента на стрессоустойчивость, экзаменаторы намеренно сбивают его с толку: слушая ответ, могут вдруг забарабанить по столу или затянуть песню. В Лондоне таксист должен быть готов иметь дело с психами. В случае провала на одном из тестов студент может начать все заново - из школы не отчисляют, количество попыток не ограничено. Но если учесть, что из года в год лондонское управление транспорта выдает лицензию лишь каждому третьему студенту, можно сделать вывод, что большинство из тех, кто начинает учиться, так никогда и не заканчивает.
Словом, путь к лицензии долог и тернист, поэтому и профессия таксиста в Англии пользуется почетом. Люди, проработав не один год школьным учителем и бухгалтером, долгое время учатся и лишь некоторым из них в итоге удается переквалифицироваться в кэбби. Зачем?
В профессии водителя кэба много достоинств. Самое главное - шоферы с первого дня начинают хорошо зарабатывать. В среднем 50-70 тысяч фунтов (от 22,5 до 31,5 миллиона тенге) в год, что существенно больше, чем начальный заработок университетского выпускника. Помимо этого, все 20 тысяч лондонских кэбби работают на себя, то есть имеют свободный график. Да, это также означает, что черный кэб приходится либо арендовать, либо покупать за свои деньги (чуть более 40 тысяч фунтов или 18 миллионов тенге), но возможность рассрочки делает это приобретение вполне посильным.
А вы бы хотели пользоваться услугами такого такси у нас в стране? Или, быть может, стать кэбби?
По материалам: birdinflight.com