counter.yadro.ru
МИКС
18 января 2019 | 15:40

От тыла в Алма-Ате до штурма Берлина. Правдивая война последнего фронтового оператора ВОВ

ПОДЕЛИТЬСЯ

Штурм Берлина. © РИА Новости/Виктор Темин Штурм Берлина. © РИА Новости/Виктор Темин

Если бы не эти люди, то многое из того, что мы видели в кинохрониках про Великую Отечественную войну, никогда бы не было известно в деталях, красках, эмоциях. Именно эти люди смогли передать всю боль и надежду простых людей и больших военачальников, что когда-то смертельный ужас этой долгой войны закончится. TengriMIX рассказывает о последнем кинооператоре ВОВ, который скончался накануне в Москве на 99-м году жизни.


Если бы не эти люди, то многое из того, что мы видели в кинохрониках про Великую Отечественную войну, никогда бы не было известно в деталях, красках, эмоциях. Именно эти люди смогли передать всю боль и надежду простых людей и больших военачальников, что когда-то смертельный ужас этой долгой войны закончится. TengriMIX рассказывает о последнем кинооператоре ВОВ, который скончался накануне в Москве на 99-м году жизни.

Борис Соколов родился 13 февраля 1920 года. В 1941 году он окончил операторский факультет Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК), после чего проходил практику на Центральной студии кинохроники.

В сентябре 1941 года с киностудией он был эвакуирован в Алма-Ату, где на киностудии "Казахфильм" в течение трех лет занимался съемками тыловой кинохроники. "Между прочим, в эвакуации в Алма-Ате, перед тем как попасть на фронт, мы снимали все, что было связано с боевыми действиями, а также подготовку подарков для фронтовиков. И Мише Посельскому (однокурсник Соколова. - Прим. ред.) повезло - он повез подарки к Новому году в будущую 8-ю гвардейскую Панфиловскую дивизию в Подмосковье и раньше меня попал на фронт", - вспоминал в своем последнем интервью Соколов.

В 1944 году был направлен на 1-й Белорусский фронт, в 1945 году служил в киногруппе Забайкальского фронта. Борис Соколов был одним из тех, кто снимал подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии, водружение знамени Победы над Рейхстагом и Парад Победы в Москве 24 июня 1945 года. "Бои при штурме Берлина совсем по-другому снимали, было задействовано все - проходы артиллерии, выкат орудий, которые били прямой наводкой вдоль улиц, атаки танков. Работали с пехотой и минометчиками, трудно все перечислить. Снимали перебежки наших бойцов, снимали санитаров, которые перевязывали раненых", - рассказывал Соколов.

По словам кинооператора, самое большое чувство страха он испытал во время штурма Берлина, когда снимал двойника Гитлера: "Во дворе рейхсканцелярии, на дне бассейна без воды, в горе трупов нашли человека, похожего на Гитлера, и перетащили его на ступеньки, ближе ко входу. Во лбу у него была дырка, и был перебит нос. В этот день там работали Посельский с Пановым, они и сняли этот "объект". Когда Миша рассказал мне, я загорелся: "Поедем завтра, хочу снять". Приехали, а нас не пускают - уже закрытая зона, надо взять пропуск у коменданта. Спустившись в полуподвал рейхсканцелярии, мы увидели огромное помещение длиной метров 20, на полу вповалку, накрытые шинелями, лежали раненые эсэсовцы. Между ними был узкий проход к двери, за которой находился комендант. И я вспомнил эпизод, о котором мне рассказывали еще в Польше. Взяв Познань, наши войска пошли дальше, оставив часть подразделений на штурм цитадели. Она держалась целый месяц. И когда пала, туда приехал с аэродрома летчик, Герой Советского Союза. Цитадель уже никто не охранял. Он поднялся на второй этаж, и ему также нужно было пройти через комнату, где лежали раненые защитники цитадели. И когда он вошел, кто-то из немцев бросил гранату. Летчик погиб, пострадали и немцы. И когда я вошел в полуподвал, в моем мозгу сверкнул этот эпизод и мне стало страшно. Упершись взглядом в дорожку, не глядя на немцев, мы с Мишей прошли к коменданту, он нам дал сопровождающего, и мы быстро вышли оттуда. Вот фотография двойника – усики, ленточка железного креста, волосы зачесаны на левую сторону, внешне похож. Потом, знаю, смершевцы вызывали личного зубного врача Гитлера, а также его фотографа, чтобы определить, действительно ли это двойник".

Он был советским оператором документального кино, ветераном Великой Отечественной войны и членом Союза журналистов Москвы. Отснятые им кадры фронтовой кинохроники вошли в документальные фильмы "Знамя победы над Берлином водружено", "Берлин", "Разгром Японии" и другие. Кадры с гильотиной в гестаповской камере пыток, сделанные Борисом Соколовым, в 1962 году включил в свой фильм "Иваново детство" режиссер Андрей Тарковский.

"Все мы - 258 фронтовых операторов - работали на одну Победу. Приблизительно каждый пятый мой коллега погиб на передовой во время съемок. И были случаи, когда приходилось брать в руки оружие. Вот, например, Боря Шер. Он сидел на месте радиста-стрелка и, когда на них напали фашистские самолеты, отложил кинокамеру, взял пулемет и сбил противника. Его потом орденом Боевого Красного Знамени наградили", - говорил он.

Борис Соколов награжден орденами Красной Звезды (1945) и Отечественной войны II степени (1985), а также медалями "За оборону Москвы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". За фильм "Советская Латвия" ему была присуждена Сталинская премия. В 1980 году Борис Соколов был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1990-е – звания "Почетный кинематографист России".

Долгое время Борис Соколов оставался единственным живущим фронтовым кинооператором, до своего 99-летия он не дожил меньше месяца.

Читайте также