МИКС
01 сентября 2018 | 10:49

Строгий дресс-код, тканевые сумки и огромное желание быть первым. Как учились наши родители

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото e-history.kz

1 сентября, в День знаний, традиционно по всему Казахстану проходят торжественные линейки. Шестилетки и семилетки с букетами наперевес с любопытством (а кто-то и в полусонном состоянии) рассматривают старшекласников и учителей. А ведь всего-то несколько десятков лет назад в казахстанские школы детей принимали лишь с 8, а то и с 10 лет. TengriMIX рассказывает о том, как учились наши родители, бабушки и дедушки.


1 сентября, в День знаний, традиционно по всему Казахстану проходят торжественные линейки. Шестилетки и семилетки с букетами наперевес с любопытством (а кто-то и в полусонном состоянии) рассматривают старшекласников и учителей. А ведь всего-то несколько десятков лет назад в казахстанские школы детей принимали лишь с 8, а то и с 10 лет. TengriMIX рассказывает о том, как учились наши родители, бабушки и дедушки.

14 августа 1930 года было принято постановление Совета народных комиссаров СССР о том, что "все дети в возрасте 8-10 лет должны были быть приняты в школу осенью". Через две недели после этого введено единое начало учебных занятий во всех школах СССР - с 1 сентября. 

Уже через год начальным всеобучем было охвачено 96 процентов 
детей. При этом большое внимание уделялось обучению девочек из казахских семей. Как отмечают историки, число ранних браков медленно пошло на спад - школа оказала свое влияние. Так, с 1937 по 1939 учебный год число девочек в начальных классах увеличилось на 20 тысяч. К этому времени районами сплошной грамотности стали такие города, как Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата (ныне Тараз), Риддер, Шымкент, промышленные поселки Карсакпай, Степняк.

Реклама
Реклама

Стоить отметить, что знания детей коренного населения в области биологии, краеведения выгодно отличались. Сказывались особенности кочевническо-скотоводческого уклада жизни народа. Школьники хорошо ориентировались на местности, умели находить дорогу по звездам, могли определять погоду на ближайшие дни. Так же хорошо разбирались в растениях и животных - знали полезные травы и не очень, повадки, болезни и средства лечения домашнего скота. 

В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, Совнарком и ЦК Компартии Казахстана приняли постановление: "О мероприятиях по улучшению физического воспитания учащихся в школах и учебных заведениях республики". В нем оговаривалось создание в школах учебно-материальной базы военно-физкультурной подготовки школьников, обеспечения их кадрами военруков и физруков. При этом, по воспоминаниям учащихся тех лет, они не искали поблажек ни на физкультуре, ни во время уроков начально-военной подготовки. Наоборот, прогуливать и быть освобожденным от таких занятий было стыдно.  

В военное и послевоенное время нехватка рабочих рук сильно сказалась на производстве, поэтому огромное внимание уделялось трудовому обучению и привлечению школьников к различным работам. Это позволило несколько восполнить ряды рабочих на предприятиях. Во внеурочное время ребят могли забрать на колхозные работы - собирать овощи, к примеру. "Собирать свеклу для нас было обычным делом, мы знали, что таким образом помогаем своим родителям, которые трудились здесь же. В 6-7 классе нам выдавали по большому ножу, которым мы чистили свеклу от ботвы", - вспоминает уроженка Каратальского района Алматинской области Ильясова Васима. На переменах даже младшеклассников водили шелушить кукурузу, и никто не увиливал, наоборот, соревновались.

В Алматинской области, к примеру, была распространена сельскохозяйственная практика на табачных полях. Начиная с 4-5 классов, школьники нанизывали огромные (по детским меркам) табачные листы на иглы, старшие классы же отправлялись на сбор табака.

В 1957 году был издан указ Президиума Верховного Совета Казахской ССР "О всеобщем семилетнем обязательном обучении детей в Казахской ССР". В результате уже через пару лет в республике работали школы с казахским языком обучения - 3 123 (103 307 учеников), русским - 4 199 (82 6103), узбекским - 52 (11 920), уйгурским - 19 (2 812), таджикским - 4 (198). К тому же функционировали 1 518 многоязычных школ (с двумя, тремя, четырьмя языками обучения), в которых учились 375 тысяч детей. 

Требования к школьной форме были строгие - сначала это был белый верх, черный низ как для девочек, так и для мальчиков. Позже для девочек была введена форма в виде темно-коричневого платья и фартуков - белого и черного. "В семье нас было 10 детей, и матери как-то не хватило денег мне на форму. А у старшей сестры было синее платье по фигуре, она сама его сшила. Я и надела его на 1 сентября в 7 классе. Учительница строгая была, на первом же уроке вызвала к доске и отчитала за то, что не в форме - платье по фигуре, хоть и было до колен, считалось в школе вызывающим. Честно призналась, что денег у родителей не хватило. Больше меня за платье не ругали", - рассказывает Васима Фазулловна. 

Школьные принадлежности в послевоенное время были большим дефицитом, особенно в сельской местности, но, разумеется, это не препятствовало учебе. "Сумки носили тряпочные, шили их обычно сами. Носили как котомку, через плечо. И страшно завидовали тем, у кого были настоящие кожаные ранцы, потому что зимой на них кататься с горки можно было. А на тряпочной уже не покатаешься", - вспоминает житель Энбекшиказахского района Алматинской области Рахмаджан Мурат. 

В 1968 году восьмилетнюю школу окончили уже 80 процентов поступивших в 1-й класс, тогда как в 1960-м - всего лишь 59 процентов. При этом более 90 процентов окончивших восьмой класс продолжали образование в девятых классах, в средних специальных учебных заведениях, в профессионально-технических училищах. Сотрудники Академии наук, преподаватели вузов зачастую становились прямыми наставниками одаренных детей. Ученые иногда даже сами давали уроки, руководили летними школами, конкурсами и олимпиадами. К примеру, над школой № 1 Илийского района Алма-Атинской области брали шефство научные работники Института ядерной физики АН КазССР, а в школах Жезказгана и Павлодара нередко вели уроки профессора и преподаватели вузов республики.

Большинством школьников, познавших нехватку учебников, книг художественной литературы, двигало огромное желание учиться. По их словам, видя, как тяжело было их зачастую неграмотным родителям, им не хотелось повторять их жизнь.

В итоге инженерами, руководителями производства становились в большинстве своем дети бывших батраков, простых рабочих. "Отец мой, - рассказывал в 1938 году горный инженер Жакен Дарибеков, - умер неграмотным, весь свой век прожил в голоде и нищете. Такова была участь всех бедняков. Не лучше складывалась вначале и моя жизнь. С семи лет я начал батрачить у бая, затем работал на шахте. ... Продолжая работать на шахте, я стал учиться. ... Вместе с товарищами я был командирован в Донецкий горный институт. Закончив учебу и защитив диплом на отлично, я снова вернулся в родную Караганду... Думал ли мой отец, что сын его станет инженером? А ведь в Казахстане тысячи людей, которые за короткий срок прошли путь от батрака до инженера, до хозяйственника-руководителя...".

В 1984 году День знаний стал государственным праздником, школьники стали посещать 1-е классы с шести лет. С тех пор в этот день в школах проходят торжественные линейки и тематические классные часы. И хочется надеяться, что нашим первоклассникам в жизни будет гораздо легче, учитывая доступность полезных знаний в нынешнее время. 

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама