В канун нового 1979 года в тогда еще Татарской АССР стояли сильнейшие морозы, температура опускалась ниже 40 градусов. В те дни в плену беспощадной стихии оказалась группа юных лыжников из Казахской ССР. TengriMIX со ссылкой на издание "Татарстан" расскажет печальную историю спасения замерзающих детей.
В канун нового 1979 года в тогда еще Татарской АССР стояли сильнейшие морозы, температура опускалась ниже 40 градусов. В те дни в плену беспощадной стихии оказалась группа юных лыжников из Казахской ССР. TengriMIX со ссылкой на издание "Татарстан" расскажет печальную историю спасения замерзающих детей.
Во время сильнейших морозов в ночь с 30 на 31 декабря 1978 года в Татарской АССР померзли практически все сады. На газопроводах происходили аварии, теплотрассы лопались, у общественного транспорта отказывали провода. Дубы растрескивались вдоль с такой силой, что звук напоминал выстрел из ружья. Глубокие раны с годами заросли, но от них на деревьях остались шрамы, видные и спустя годы.
© Общественно-политическое издание "Татарстан"
По ленинским местам
Спускаясь утром 30 декабря к Волге за дровами, местный тракторист у заброшенного домика лесника увидел двух мальчишек. Они были в легкой лыжной форме и тряслись от холода. Оказалось, утром 29 декабря 1978 года сюда приехала группа учащихся 7-10-х классов из Павлодара. Они вместе с учительницей совершали туристический поход "по ленинским местам" от Тетюш до Казани длиною 120 километров. По руслу Волги они вышли на лыжах из Тетюш в направлении Камско-Устьинского района. Выслушав их историю, мужчина сообщил о произошедшем в Тетюшский райотдел милиции.
© Общественно-политическое издание "Татарстан"
Спасение "черных точек"
Ничто не предвещало беды, стояла обычная зимняя погода, но во второй половине дня резко похолодало. Испугавшись за детей, педагог самых бойких отправила за подмогой в Тетюши.
Из села Монастырское на помощь к детям направились два трактора. Из Тетюш - участковые инспекторы полиции.
"Ребята до Тетюш в этот день не дошли, нашли домик лесника, разбили в нем окно, залезли и там переночевали. А утром к нам в отдел поступил звонок о том, что на Волге замерзает группа школьников из Казахстана. Мы с коллегой Евгением Торгашовым, набрав теплой одежды для детей, на служебном "Буране" поехали вдоль Волги искать их. К этому времени стало холодать, градусов 20, наверное. Снегу очень много было, и еще наслуд, это слой воды на льду реки, покрытый снегом. Наступаешь на этот многослойный "пирог", проваливаешься и за секунды весь мокрый. По-моему, уже смеркаться стало. Я говорю: "Женя, доедем до Долгой Поляны и, наверное, развернемся, куда дальше-то?" Смотрим - впереди на снегу точка черная. Может, рыбак? Подъезжаем, сидит съежившись мальчишка - без лыж, в лыжных ботинках. Увидел нас и заплакал: "Дяденька, спасите, дяденька…" Хотим ему рукавицы надеть, а у него пальцы не гнутся. Дальше по реке еще "точки". Нашли. Куда их теперь девать? Мы первого пацана посадили на "Буран" - и к берегу. А там в гору на снегоходе не поднимешься, круто. Но у берега в Долгой Поляне, куда мы подъехали, есть овраг, здесь на худой конец ветра нет. Решили пока всех найденных детей свозить сюда. Собрали хворост, дрова, развели в овраге костер. Женя остался на берегу, а я по одному собирал их по реке", - вспоминает Александр Шлячков, в 1978 году он был участковым инспектором Тетюшского РОВД.
Последний рейс
Сколько рейсов сделал, Шлячков не помнит. Двое парней вроде ушли на своих ногах, и их подобрали рыбаки из Монастырского. Последними с реки в овраг привезли учительницу и девочку - Марину Благодатскую. Она лежала обессиленная на спальных мешках. Стонала, но была живая. Учительница плачет: "Самая сильная девочка, добрая. Всем помогала, всех вытаскивала, а сама обессилела". Умерла добрая девочка уже в овраге.
Даже в бесснежную зиму спускаться до правого берега Волги по рыбацкой тропе довольно непросто. Страшно представить, каково было детям в тот мороз.
Александр Шлячков © Общественно-политическое издание "Татарстан"
Подняться нельзя умереть
Другие дети, греясь у костра, плакали от ломоты в теле.
Во время последнего рейса Александр Иванович увидел начальника милиции Эдуарда Трофимова и сельского фельдшера Ирину Шмагину. Отвез их к детям. Мороз крепчал - минус 40 градусов. Наверх дети подняться были не в силах. Остаться здесь на ночь - значит умереть от холода. Шлячков пополз в гору.
Как вспоминает мужчина, снегу было по пояс. Ночь, темно, ничего не видать. Тем не менее он смог увидеть трактора, отправленные из села Монастырское. Мужчине оставалось до них метра три, но в этот момент они развернулись и уехали в сторону Долгой Поляны.
"Упал без сил, отдышался и напрямую через сугробы пополз за ними. Доползаю, вижу: стоят, родимые, у одного из домов в Долгой Поляне. Забегаю в дом, думаю, тракториста увижу - скажу, что туда надо, к краю быстрее. И воды заодно попью, в горле ужас как пересохло. Только взял ковш в руки, трактора опять зарычали и уехали к берегу. Труба", - говорит мужчина.
Он бежал за ними, кричал из последних сил. Но его не слышали. В конце концов он смог доползти до тракторов. Забравшись в кабину одного из них, он объяснил водителю - Александру Артемьеву, где находятся дети. Тракторист сомневался: спуск крутой, если спуститься, вряд ли выкарабкаются. Но все-таки поехали.
Монастырский набат
С ними на втором тракторе к Волге спустился и Александр Тимарин, мастер производственного обучения СПТУ‑74 в селе Монастырское.
"Я днем с группой занимался в мастерской, когда услышал сельский набат. В колокол у нас так звонили, если пожар или случилось что. Николай Чабурин, директор нашего училища, и Александр Красненков, физрук, рыбачили на Волге, когда к ним вышли двое мальчишек и сообщили о замерзающих товарищах. Когда их привезли в село, и зазвонил набат. Тут же сообщили и в Тетюши. Оттуда выехали на "Буране" участковые, а отсюда - Николай Морозкин, участковый, - на лошади, я и Александр Артемьев - на тракторах. Спустились с горы, только не знаем, поднимемся или нет. Но тут холод сыграл нам на руку - снег от мороза крепко застыл. Обратно поднялись без проблем", - рассказал Александр.
До барского дома
Стали возить детей до барского дома в Долгой Поляне, это усадьба предводителя уездного дворянства помещика Молоствова, ныне музей. Спустишься, по несколько человек посадишь в кабину, только чтоб рычаги дергать можно было, и наверх. Вывезли всех. Умершую к тому времени девочку Марину положили на конные сани, прицепили их к трактору и тоже подняли. Оттуда детей увозили в Тетюшскую больницу.
Служебный "Буран" остался внизу, и до Монастырского они добирались на тракторе, в кабине которого немногим теплее, чем на улице. Там пересели в присланный из Тетюшской автошколы ЗИЛ-157, погрузили в него и умершую девочку.
Александра Тимарина и фельдшера Ирину Шмагину наградили в 1979 году грамотами за спасение детей и денежной премией. Александру Шлячкову и Евгению Торгашову Президиум Верховного Совета Казахской ССР прислал благодарственные грамоты.
© Общественно-политическое издание "Татарстан"
Сюжет для фильма
"Там, на утесе, табличка с именем Марины Благодатской, и небольшой такой памятник стоял. Правда, говорят, сейчас их нет: берег постоянно обваливается. Можем посмотреть", - предложил Александр Тимарин.
Табличка в память о Марине и вправду обвалилась. Остался лишь железобетонный столбик. Для многих оставшихся в живых детей трагедия на Волге обернулась обморожением ушей, носов, ампутацией пальцев рук и ног, одному мальчику ампутировали стопу. Учительница попала под суд.
Памятник Марине Благодатской. © Общественно-политическое издание "Татарстан"
"С колокольни прожитых лет могу с уверенностью сказать, что те дети в сложившейся тогда ситуации вели себя как настоящие герои. Они помогали выжить друг другу, отдавали свои теплые вещи тому, кто сильнее нуждался в этом, жгли все, что было возможно, чтобы согреться, ждали прихода помощи", - делится воспоминаниями Светлана Фурсова, выпускница школы № 34 Павлодара, учившаяся в параллельных классах с Мариной Благодатской.