counter.yadro.ru
МИКС
03 марта 2022 | 08:40

Школьница из Актобе завоевала медаль в Мексике за клавиатуру для незрячих

ПОДЕЛИТЬСЯ

16-летняя Жаннур Айип из Актобе завоевала серебряную медаль на международной виртуальной олимпиаде Expo Sciences Mexico. TengriMIX расскажет о талантливой девочке.


16-летняя Жаннур Айип из Актобе завоевала серебряную медаль на международной виртуальной олимпиаде Expo Sciences Mexico. TengriMIX расскажет о талантливой девочке.

Всего в международной олимпиаде Expo Sciences Mexico участвовала 61 команда из 17 стран мира. Жаннур вместе со своим напарником Данияром Чутеневым заняла второе место в номинации "Компьютер и робототехника". Они представили на олимпиаде проект Braille Board - клавиатуру для слабовидящих и незрячих людей. Школьники работали над проектом примерно год.

Школьница рассказала про созданное ею устройство.

"Наше устройство состоит из шести кнопок, точно так же, как и шесть точек, используемых для построения символов, букв в шрифте Брайля. При разных комбинациях нажатия на эти шесть кнопок можно вводить буквы или символы на компьютере. Мы самостоятельно создавали необходимые платы: рисовали схемы, травили платы (очищали, подготавливали - Прим. Автора), после детализировали, припаивали нужные элементы. Так получили наш нынешний проект. В будущем мы планируем получить патент, поскольку он является действительно уникальным в своем роде", - пояснила Жаннур Айип.

Разработанная школьниками клавиатура имеет маленькие габариты - буквально помещается в ладони. У нее нет лишних деталей, которые могли бы мешать или отвлекать пользователя.

Жаннур и Данияр своими силами протестировали клавиатуру в Актюбинской городской библиотеке для слабовидящих и незрячих людей.

"В течение недели библиотекарь Максат использовал наше устройство и дал нам обратную связь. Самое удивительное, что как только он взял в руки нашу клавиатуру, он без какой-либо инструкции начал пробовать печатать с помощью нее, и у него сразу получилось. Это значит, что наше устройство интуитивно понятно людям, знающим шрифт Брайля, чему мы очень были рады", - отметила Жаннур.

По словам школьницы, поработав в течение недели с их устройством, библиотекарь дал некоторые рекомендации по улучшению проекта. Он подал идею создать дисплей, с помощью которого пользователь мог бы пощупать то, что он написал. Жаннур отметила, что ей с напарником очень понравилась идея библиотекаря и они уже думают о создании дисплея Брайля с меньшими финансовыми затратами.

О конкурсе школьница узнала от своего учителя по робототехнике Бауыржана Шоканова, который отправил ей информацию об олимпиаде и посоветовал участвовать в ней.

Слева направо: учитель Бауыржан Шоканов, Жаннур Айип и ее напарник Данияр Чутенев.

"Второе место считаю справедливым. В нашем проекте есть то, что нужно улучшить, есть к чему стремиться. В нашей категории первое место получили школьники из Боснии и Герцеговины", - поделилась Жаннур. 

Для участия в олимпиаде требовались знания в робототехнике, а именно знания платформы цифрового дизайна для быстрой разработки электронных устройств Arduino. Эти навыки девушка получила на курсах благодаря гранту "Инновационные решения", финансируемому USAID. Также Жаннур по сей день посещает школьный кружок по робототехнике, куда она ходит с 7-го класса (в течение трех лет). Там она изначально училась собирать роботов. Кроме того, она постоянно черпает знания в интернете.

Со своим проектом клавиатуры Жаннур и Данияр также приняли участие в республиканском конкурсе научных проектов в Шымкенте и получили второе место.

Помимо своего проекта, Жаннур вместе с другими школьниками разрабатывает приложение для людей с эпилепсией. Они хотят создать приложение, которое будет подмечать все симптомы болезни и в случае беспомощности больного и ситуации SOS отправлять уведомления его родным. Она полагает, что и этот проект станет довольно успешным и сможет помочь многим людям. 

"Я из обычной семьи. С детства родители внушали мне, что знания - это сила, за это я им очень благодарна. Это помогло раскрыть во мне стремление к получению знаний и постоянному развитию. Я не считаю себя вундеркиндом или что у меня уже достаточно достижений. У меня есть куда расти и развиваться. Но каждое мое достижение мотивирует меня еще больше трудиться", - заключила школьница.

Сейчас Жаннур Айип учится в 10-м классе в НИШ. После школы она хочет поступить в университет и развиваться в сфере технологий, информатики и робототехники. Как отмечает школьница, благодаря робототехнике можно решить много проблем - в будущем она планирует создать гораздо более масштабные и полезные проекты, которые имели бы положительное влияние на жизнь людей. 

Читайте также