В рубрике "Наши за границей" Onliner.by рассказывает о белорусах, которые уехали искать счастье на чужбине. Наш сегодняшний герой, минчанин Илья, не принимает пока кардинальных жизненных решений, не собирается оставаться за океаном навсегда, но отлично использует возможность заработать. О труде на круизном лайнере, "наивных" американцах и фотографах-"нулевиках" - его рассказ.
В рубрике "Наши за границей" Onliner.by рассказывает о белорусах, которые уехали искать счастье на чужбине. Наш сегодняшний герой, минчанин Илья, не принимает пока кардинальных жизненных решений, не собирается оставаться за океаном навсегда, но отлично использует возможность заработать. О труде на круизном лайнере, "наивных" американцах и фотографах-"нулевиках" - его рассказ.
"Тунеядец" на американском корабле
Мне 25 лет. Учился в ИПП на менеджера-экономиста, потом на фотографа в Институте журналистики БГУ. Фотографией занимаюсь шесть лет. Снимал корпоративы, свадьбы, работал в клубах. В общем, как говорят сейчас, классический "тунеядец"-фрилансер. Хотя, оказавшись на американском корабле и заключив официальный договор, под эту классификацию уже не попадаю. Знаю: когда вернусь в Минск, сразу же вызовут в налоговую. Ребята с лайнера, уехавшие на родину, об этом рассказывали. Но у меня есть все документы, чтобы показать налоговикам.
Анкета и собеседования
Как я вообще сюда попал? Просто хотелось побывать в Америке. Желание появилось лет пять назад. Но был институт, потом второй, борьба с военкоматом - все как-то не получалось. Руки оказались развязаны, когда получил второе высшее. Начал искать варианты.
Обратился в минскую контору, которая помогает белорусам устроиться на работу за рубежом: дальнобойщиками, работниками лайнеров и так далее. Прошел четыре собеседования, сдал тест. Беседовал по Skype с представителями судоходной компании Carnival Cruise Lines. Ничего страшного, моего английского хватило. Хотя все равно записался на курсы, чтобы язык подтянуть.
Из документов нужно было предоставить стандартную анкету с фотографией, копию паспорта, а также рекомендацию с прежнего места работы, что у нас не очень распространено. Приложил еще диплом о том, что учился на фотожурналиста. Carnival потребовал также ссылку на портфолио на Flickr. Как раз там оно у меня и было размещено.
Подготовка и оформление бумаг заняли около четырех месяцев. Со страховкой, билетами, поездкой в Литву в американское посольство, курсами английского отдал чуть больше 1700 долларов. Визу мне оформили транзитную - как для работников морских и воздушных судов.
"Тренинг для чайников"
27 ноября 2014 года я отправился в путешествие. Летел с пересадкой во Франкфурте до Майами. Вышел из аэропорта - никакого тебе мужика с табличкой. Никто не встречает! Все-таки я сюда работать прилетел, не на отдых. Круто было оказаться в Майами после белорусской осени, хотя самого города так и не увидел. Сразу же в отель, являющийся перевалочным пунктом для Carnival. Заселили в комнату к индусу. Он на лайнерах работал 10 лет и рассказал мне много полезного.
Из 14 фотографов-новичков большинство были украинцы. Плюс я, еще две белоруски, две девочки из ЮАР и парень из Индонезии. Нам сказали: завтра вы летите в Мексику. На тренинг. Окей, пусть будет тренинг.
Вид из отеля, в котором проходил тренинг
Тренировочный лагерь располагался на острове Козумель. Там останавливается большое количество кораблей, есть отель для тех, кто приезжает на учебу. Тренировка продолжалась две недели. В принципе, ничего нового для себя в профессиональном плане не узнал. Разве только вспышку дали необычную. Изучали полностью матчасть, устройство фотоаппарата. Учили позы: как поставить или посадить человека, как снимать людей постарше, людей в группах и так далее. Новым было то, что, помимо фотографирования, как нам сказали, снимки нужно и продавать. А также "толкать" сопутствующие товары: рамки, альбомы, камеры. Нет, в минской фирме не обещали, что на корабле будет легко, но полностью понял, что про отдых можно забыть и вообще куда я попал, именно на мексиканском острове.
Корабль - огромный лабиринт, который сложно изучить даже за несколько месяцев
Тренер у нас была очень классная - Джулия из ЮАР. Первым делом она сказала: "Даже если вы никогда не держали фотоаппарат в руках, мы вас научим". То есть как бы у тебя и выбора другого нет. Если сюда попал, обязан научиться.
Технику выдали сразу же, свою везти не требовалось. В Carnival все работают с Nikon D300s. Камера - этакая рабочая лошадка. У каждого по одному объективу - Tamron 17-35mm. Но можно, если необходимо, взять телевик. Те, кто снимает на корабле свадьбы, пользуются Nikon D800, и объективы у них получше. А так вспышки, штативы - все имеется. Но все это… убито в хлам! Когда первый раз увидел свою камеру, был в шоке. Потом удалось поменять на такую же, но новую и с новым объективом.
Кладовка с техникой и реквизитом
Корабль - 40 раз по кругу
По окончании тренинга предстояло сдать тест и выполнить практическое задание - сфотографировать мексиканскую семью, которая не понимает по-английски. Пришлось немного подучить испанский, ведь во многих штатах это второй официальный язык. В общем, практически все справились. Потом у нас было распределение по кораблям. Меня назначили на относительно небольшое судно Fascination с домашним портом в Джексонвилле. Пришлось лететь в Орландо с пересадкой в Далласе.
Что сказать… Порт там прямо в поле. Вокруг пустота, глазу не на чем задержаться. Думаю: куда я попал? А потом было первое знакомство с каютой, и снова шок: разве здесь можно провести хотя бы месяц?.. Нас водили по лайнерам, но в жилую часть мы не заглядывали, чтобы не мешать команде. И вот захожу в каюту - а она, мягко говоря, небольшая. Стоит двухуровневая кровать, есть душевая (тут нам сильно повезло), небольшой холодильник, стол и телевизор. Соорудил себе подобие полочек возле кровати. В итоге привык.
Корабль - это колоссальный лабиринт, который я не изучил до конца и до сих пор. А в первые дни ориентироваться было очень сложно. Всего 12 палуб. Первая - двигательный отсек, вторая - наполовину жилая, с третьей идет загрузка на корабль, там же расположены медцентр, три столовые. Выше - палубы для гостей. На седьмой палубе располагаются бар, картинная галерея, guest services. На восьмой - два ресторана. На девятой - фотогалерея, казино, два бара, клуб, зал для торжеств в индийском стиле, театр и зона для комедийных шоу. Преимущественно на этом этаже мы ведем съемку. Десятый этаж - это открытая палуба: еще два бара, миллион шезлонгов, бассейн с джакузи и аквапарк. На одиннадцатом - детский центр, а на двенадцатом - беговая дорожка и мини-гольф.
На лайнере есть обязательная форма одежды. Выдается бесплатно. До 5 часов - шорты и майка, после 5 - брюки и рубашка. Есть такое понятие, как Formal Night - главная ночь на корабле, обычно на второй день круиза, когда нужно одевать еще и галстук.
Форму стирают бесплатно. Еще меняют полотенца, пополняют туалетную бумагу, застилают кровати. Стоит это 20 долларов в месяц. Еда в столовой бесплатная. Кухня европейско-восточная (всегда мясо двух видов, рыба, картофель и так далее, всяческие фрукты и овощи, десерты). Часто бывает много карри, так как повара индусы, а иногда дают borsch и Russian salad (что-то а-ля "Оливье"). Всегда есть рис. Ведь 80 процентов персонала на корабле филиппинцы, и если риса не будет, то и работать они не будут. Такое уже было на другом лайнере. Реальная история: персонал ждал, пока не прилетит вертолет с рисом, отказываясь что-либо делать…
Наш лайнер ходит по Западным Багамам. Стартует из одинокого порта в Джексонвилле. Потом день в море, прибываем в Нассау, столицу Багам. Сами Багамы обшарпанные, бедные, но людей возят на Paradise Island, где совсем другая жизнь, огромный комплекс из отелей, аквариумов, торговых центров, пляжей.
Порт в Нассау
Half Moon Cay
Paradise island в Нассау
Потом остров с суперпляжами и кристально-чистой водой (или город Фрипорт), еще один день в море, прибытие назад - в Джексонвилль. По времени весь круиз продолжается или четыре, или пять дней. В порт базирования лайнер приходит в 7 утра, а уже в 11 часов начинают подходить новые люди. Никаких пауз! В четыре вечера - новый рейс.
Фрипорт
Так, по кругу, я проплыл уже, может, раз 40. На десятый раз мне стало все равно, куда мы плывем, что там за красота вокруг. Времени нет, нет дня недели или месяца, ведь погода тут всегда одинаковая. Потом и к этому привыкаешь.
Примерно в середине контракта, рассказывает Илья, корабль отправили на плановый ремонт. Две недели лайнер стоял в сухом доке, обслуживали его 1500 ремонтников. Сотрудникам в этом время платили лишь "голый" оклад. Но зато заселили в отель, да и две недели без гостей - это как отпуск.
Насчет рутины. Календарь и обязанности меняются, поэтому не скажу, что каждый день на корабле - это "день сурка". График на следующий день узнаю только вечером. Но, конечно, за эти месяцы уже могу предположить, что придется делать. Возьмем port-day. В 7.50 утра надо быть на улице с камерой и тем атрибутом, который, возможно, понадобится, - какой-нибудь штурвал, значок и так далее. Пришел и около трех с половиной часов фотографируешь людей, которые выходят с корабля. Бегаешь, орешь: "Подходите сюда, срочное фото!". Сразу же понял, что с такой работой нужно попытаться отключить мозги, спрятать свою личность куда-нибудь подальше и помнить лишь одно: в данный момент ты фотограф Carnival. Не выспался, страдаешь бессонницей? Твои проблемы, парень! Ты - фотограф Carnival, ты должен быть веселым, энергичным, активным - должен зажигать.
Стандартный вид - и так день за днем
После такой "зарядки" с камерой дается четыре часа на отдых. Потом снова возвращаешься на рабочее место, устанавливаешь декорации, которые понадобятся при съемке. Ограждаешь их барьерами, ведь люди здесь, скажем так, не очень сообразительные: некоторые видят картинку и думают, что это действительно кусочек пляжа на борту появился. Поставил фон - и начинаешь снова бегать, кричать, зазывать.
Декорации
Перерыв на ужин - минут 30. Сначала казалось, что за такое время точно не успеешь сбегать в каюту, переодеться, залететь в столовую и поесть. Но вскоре приспособился. После ужина отдаешь флешку на печать, берешь новую, приделываешь вспышку - и идешь фотографировать портреты в ресторан. Еще один короткий перерыв, снова на "пост". В 10.30 вечера подходит менеджер, спрашивает, сколько у кого фотографий за день. Если мало, придется стоять до 11. Потом складываем декорации, заносим в кладовку и закрываем галерею. Другое дело, когда работаешь в галерее. Все более спокойно. Пробиваешь фотографии, "толкаешь" всяческие "пакеты". Не напрягаешься.
Учения на корабле
Очень вежливая скандалистка
Понятно, что американцы - нация полная. Но такого я не ожидал. "Полнота души" некоторых туристов поражала воображение. У нас подобных размеров я не видел и в помине. Потом научился снимать и таких. Ставлю их, как будто это девочки с параметрами 90-60-90. При работе с отдыхающими главное - улыбаться и быть любезным. Даже так: надо быть супервежливым! Ведь среди общей массы абсолютно доброжелательных людей встречаются лютые жалобщики. Которые знают: если ты пожалуешься на что-то и докажешь, что тебя обидели, то будешь иметь право потребовать следующий круиз бесплатно.
Вот пример. Некоторые пассажиры подходят к развешанным фотографиям со своими мобильниками и пытаются их переснять. А это запрещено. И вот девочка-сотрудница, широко улыбаясь, делает замечание: "А не могли бы вы, пожалуйста, любезнейшая мисс, удалить фотографию со своего телефона?" Гражданка удаляет, тоже улыбается, а потом бежит в гест-сервис и жалуется: мол, из ее рук выбили телефон и матом обложили.
"Странные" американцы
У фотодепартамента есть цели, которые измеряются в деньгах. Во время пятидневного круиза мы (а всего на корабле 12 человек с камерами) должны заработать 42 тысячи долларов. Если выходит больше, то каждый фотограф получает бонус. Каждая дополнительная тысяча дохода - это 10 долларов на брата. Не очень справедливо, получается уравниловка. Как бы ты ни работал, бонусы будут одинаковыми. Ну да ладно.
Все часы работы либо отдыха заносятся в специальные машины fun time
Фотографии стоят недешево. Самая маленькая (на наш размер) 5×8 сантиметров - 12 долларов, 10×15 - 15 долларов, 20×30 - 22 доллара. Но люди все равно берут. Не смотрят часто даже на качество. Закрыты глаза, не в фокусе? Плевать - покупаем! Потому что в Америке так принято.
Казалось бы, у всех сейчас камеры, мобильники - зачем мы им нужны? Но нет, американцы - суперстранный народ. Особенно жители южных штатов: Флориды, Алабамы, Южной Каролины, - которые в основном и путешествуют по нашему маршруту. У них все еще ценятся бумажные фотографии, они любят их развешивать в рамках в своих домах. Работают много, в отпуск ходят редко, поэтому не считают зазорным переплачивать за память. Плюс ко всему на суше персональные фотосессии стоят гораздо дороже. За серию фотограф может запросто взять 500 долларов. А здесь один снимок - "всего" 22 доллара. Как-то я выписал паре чек на 1200 долларов. Им билеты обошлись в два раза дешевле, чем фотографии! Спрашивал: зачем вам столько? Отвечали: так это же память на всю жизнь!
Иногда приходится переодеваться и в такие костюмы
В обычный день каждому фотографу надо сделать 120 снимков - и не важно, купят их потом или нет. В главную ночь - 450 штук. Ты стоишь рядом со своим фоном, люди бесконечным потоком идут мимо, зовешь их, улыбаешься. И они тебе в ответ.
О тратах и сленге
Первое - это Интернет. Он стоит дорого. Например, самый дешевый пакет от американского оператора T-Mobile обойдется в месяц примерно в 30 долларов. Багамский оператор BTC - 33 доллара за 2 ГБ в месяц. Есть еще спутниковый Интернет на корабле, расценки следующие: 5 долларов - сутки в Facebook, Instagram или WhatsApp; 10 долларов - 100 минут, но довольно медленного Интернета, 12 долларов - сутки или 250 МБ довольно быстрого. Итого у меня выходит примерно 150 долларов на Интернет в месяц.
Второе - бар. Первые месяцы ходил регулярно, но сейчас нет желания. Бутылка пива стоит 2,5 доллара, любой крепкий алкоголь - 2 доллара за 40 граммов. Третье - траты в портах, если есть время выйти на сушу. В общем, в месяц уходит 300-400 долларов на связь и всяческие покупки в магазинах либо через Amazon.
По поводу сленга. Есть некоторые интересные "корабельные" слова: babalu - "идиот, дурак"; bombokla - ямайское оскорбление, paisanо - "соотечественник". Это основные слова, которые будут непонятны новичку. Есть еще множество других, ведь на корабле уживается 45-55 национальностей.
Месячная зарплата и планы на будущее
Твой заработок во многом зависит от менеджера. В фотодепартаменте человека три уже сменились, пока я здесь. Один делал такое расписание, что хотелось повеситься. Второй давал чуть больше свободы. Но если менеджер тебя напрягает, то и конечная зарплата будет больше. В среднем в месяц у меня выходило 1500-1700 долларов, а с новым менеджером получается 2000 долларов. Учитывая ситуацию в Беларуси, даже "лишние" 300 долларов - это приятно.
Я подписал контракт на восемь месяцев. Осталось два. Что дальше? Есть планы реализовать в Минске один проект в области фото. Если "выгорит", обязательно останусь в Беларуси. А если нет, пойду на второй контракт. Но уже на другом корабле, в Техасе либо в Балтиморе. А после второго контракта планирую проехать от восточного побережья США до западного и обратно. Хочется прочувствовать Америку не в обстановке лайнера и всеобщего веселья, а, как говорится, изнутри.
Да, здесь тяжело и здесь рутина. Ты работаешь каждый день по 9-10 часов, а то и по 12. При этом выходных нет вообще. У тебя перманентное состояние усталости и сонливости. Но зато это обалденный опыт! Отличная погода, красивые места и позитив, который испытываешь при общении со многими людьми, да и язык подтягиваешь. Поэтому я вовсе не жалею, что решился на такую авантюру. Хотя каждый день вспоминаю Минск и близких людей, по которым сильно соскучился.