МИКС
07 марта 2020 | 09:43

Он попал в ГУЛАГ, написав о Кенесары-хане. Как ученому пришлось восстанавливать историю

ПОДЕЛИТЬСЯ

Памятник Кенесары хану в Нур-Султане. Фото freedarst©shutterstock.com

"Пройдут годы, улягутся горячие головы, 
и люди трезво оценят наше прошлое. 
Но я уверен, что все эти шумихи не стоят ломаного гроша. 
Все это можно было делать без жертвы"  


"Пройдут годы, улягутся горячие головы, 
и люди трезво оценят наше прошлое. 
Но я уверен, что все эти шумихи не стоят ломаного гроша. 
Все это можно было делать без жертвы"  

Ермухан Бекмаханов

Бороться за правду, несмотря на могущество противников, никогда не было легко. Ученый Ермухан Бекмаханов своими неординарными выводами о казахском хане Кенесары Касымове вызвал негодование оппонентов. TengriMIX в честь 105-летия несломленного ученого расскажет, какие взгляды отстаивал первый казахский первопроходец истории, не испугавшийся 25 лет тюрьмы.

Реклама
Реклама

Ермухан Бекмаханов родился в 1915 году в Баянаульском районе Павлодарской области. В 17 лет окончил неполную среднюю школу. Год в Семипалатинске готовился поступать в вуз. По направлению Наркомпроса КазАССР в 1933 году он стал учащимся Воронежского педагогического института.

Студент много читал, был любознательным, остроумным рассказчиком, легко сходился с людьми. Свободное время любил проводить в театрах и на концертах. Ему была присуща музыкальность, у Бекмаханова был красивый голос, он на слух подбирал ноты, играл на пианино, мандолине, балалайке. Но больше всего его интересовала история. Поэтому молодой человек в 1937 году в этом же институте выбрал и исторический факультет. 


Ермухан Бемаханов. Сентябрь, 1964 год, Москва. © ЦГА РК

Закончив учебу, Ермухан вернулся работать на родину. Свою карьеру он начал с позиции научного сотрудника, но за короткий срок стал директором Научно-исследовательского института педагогических наук при Министерстве просвещения Казахской ССР.

В военные годы в Алма-Ату была эвакуирована группа российских историков во главе с членом-корреспондентом Академии наук СССР Анной Панкратовой. Из десяти приезжих ученых пятеро углубленно изучали историю Казахстана. Они изъявили желание написать книгу "История Казахской ССР". К работе присоединился и Ермухан Бекмаханов. Ему было доверено собрать главу о национально-освободительном движении казахов 1837–1848 годов под руководством хана Кенесары Касымова против колониальной политики царизма.

Премьера фильма о репрессированном историке Бекмаханове состоялась в Астане

Два года казахский ученый занимался исследованием. Книга успешно была опубликована, несколько экземпляров взял себе и Бекмаханов. Это был первый в СССР опыт написания трудов касательно истории республики. В июне 1943 года в Институте истории Академии наук СССР молодой патриот защитил кандидатскую диссертацию "Национально-освободительное движение казахов под предводительством Кенесары Касымова", а докторскую —​ в октябре 1946 года.

Его деятельность заметили на самом верху. Однако пользы ученому это не принесло. Труд Бекмаханова сочли за попытку обосновать и оправдать движение под руководством Кенесары Касымова, отдавшего свои силы и жизнь в борьбе за свободу народа. Автора объявили проповедником буржуазно-националистической идеологии.

ЦК компартии республики потребовал издать книгу в новой редакции, а автор злополучной четвертой главы превратился в объект общественного порицания и обличительных выпадов в печати. Но печать печатью, а вооруженный историческими и архивными сведениями и собранными материалами Ермухан Бекмаханов развивает поднятую им тему, придает ей форму диссертации под названием "Казахстан в 20-40-е годы XIX века" и с блеском защищает ее в Москве.

Теперь он первый как в нашей республике, так и во всей Средней Азии доктор исторических наук, благодаря чему его назначают заместителем директора новообразованного Института истории, археологии и этнографии только что открывшейся Академии наук Казахской ССР. Казалось бы, вот он, триумфальный взлет молодого дарования, вот оно, заслуженное признание. Но именно в это время Москва меняет свое отношение к национально-освободительным движениям на окраинах царской империи.

Через год после начала работы казахский историк из института переводится работать в КазГУ. Ученый стоял на своем, споры усилились, на него оказывалось моральное давление. Завистники твердили, что Ермухан, пользуясь научным положением, фальсифицирует историю, восхваляет ханов, и даже обвиняли в плагиате. После обсуждения этой работы и осуждения Бекмаханова на страницах газеты "Правда" он был обвинен в "буржуазном ультранационализме". На этой почве его уволили из университета, лишили научных степеней и званий, а в 1951 году он был исключен из рядов партии.

Некоторое время Бекмаханов преподавал историю в школе в Нарынкольском районе Алматинской области, вскоре устроился учителем в школу села Новотроицк Шуйского района Жамбылской области. Здесь его и арестовали 5 сентября 1952 года. 

Через три месяца состоялся суд. В материалах дела указывается следующее:

"Обвиняемый Бекмаханов, используя свое положение научного работника в области исторической науки, в течение 1942-1951 годов извращал и фальсифицировал исторические факты в своих работах, в выступлениях пропагандировал буржуазно-националистическую идеологию, восхвалял феодально-байский строй и его реакционных ханов и султанов".

Его признали виновным, коллегия Верховного суда Казахской ССР приговорила Бекмаханова к 25 годам лишения свободы и отправила по этапу в один из лагерей ГУЛАГа.

Ученый оказался единственной жертвой обстоятельств, вовлеченным в издание книги "История Казахской ССР". Несмотря на невыносимые мучения и испытания в лагерях ГУЛАГа, он продолжил заниматься научной деятельностью. 

За колючей проволокой Бекмаханов всегда находил способ отправлять письма родным. Хоть и супругу его звали казахским именем - Халима, он ласково называл ее Галочка. 

"Милая, любимая Галочка! Пишу перед отправкой на этап. Куда забросит судьба, неизвестно. Совершенно не беспокойся, лично для меня ничего не страшно. Может быть, в течение месяца или двух не сумею сообщить место пребывания. Однако не надо беспокоиться. Если нет писем, надо полагать, что я в путешествии... Я, как мыслящий человек, часто задумываюсь над своим положением и неизбежно прихожу к выводу, что я должен быть на свободе. Галочка! Не проходит и дня, когда бы я не думал о вас, о милых Ермушке и Сермушке. Ты должна понять, что в этой сложной жизни я всегда сумею найти свое достойное место и постараюсь не оказаться последним. Всему этому учит сама жизнь. При честной работе можно все пережить. Единственное желание - увидеть вас и милых детей и честно работать на благо отечества. Очень скучающий и любящий Ермухан", - фрагменты писем из книги Халимы Бекмухамедовой "Перечитываю снова и снова…". 


© ЦГА РК

Но помимо сильных врагов, у Бекмаханова были и друзья. Московская ученая Анна Панкратова обратилась к первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву с просьбой реабилитировать и освободить историка.

"Мы ручаемся за его честность. Мы уверены, что он жертва клеветников", - говорила она от имени советских историков.

Благодаря вмешательству академика Академии наук СССР Анны Панкратовой 16 февраля 1954 года Ермахана Бекмаханова освободили. Вернувшись в Алма-Ату, он пытался трудоустроиться, но его нигде не принимали на работу. Бекмаханов не опустил руки. Он продолжал собирать материал для новой монографии.  

Лишь через год ему удалось устроиться на работу в КазГУ имени С. М. Кирова. А в 1957 году в издательстве АН СССР он выпустил свою новую монографию "Присоединение Казахстана к России", начатую им еще до ГУЛАГа.  Упорный ученый заново защитил диссертацию и получил докторскую степень. Вскоре был избран заведующим кафедрой.

Неоценимый вклад Бекмаханов внес в становление и развитие исторического факультета университета. По его инициативе была внедрена специализация студентов по истории КазССР. Он был прекрасным лектором и на протяжении 20 лет читал общий курс по истории дореволюционного Казахстана и ряд спецкурсов.

"Ермухан Бекмаханов очень много работал. Его можно было каждодневно видеть тщательно собирающим архивные материалы в Москве, в рукописном отделе Ленинской библиотеки, в библиотеке имени Салтыкова-Щедрина, в архивах Ленинграда, Томска, Омска и других городов. Доходчиво читал свои лекции студентам и допоздна засиживался за письменным столом своего кабинета. При такой плановой работе и строго размеренной жизни внимательно и чутко следил за важными событиями. Он отдал все свои силы и свой талант для научного изучения истории Казахстана, начиная с эпохи первобытного времени и заканчивая современностью. Он до последнего момента оставался преимущественно историком Казахстана. Однако круг его научных интересов был намного шире: в своих исследованиях касается и истории Парижской коммуны, и восстания декабристов, образования Киевского государства, темы о Тарасе Шевченко, о революционной деятельности Токаша Бокина и других. В различных областях исследования, с которыми соприкасался ученый, оставил труды, поражающие мастерством критического анализа источников и зачастую превосходящие все, что было создано его современниками. Бекмаханов широко использует археологические, этнографические, фольклорные и другие материалы", - вспоминал про Бекмаханова доцент кафедры истории КазССР КазГУ имени С. М. Кирова Г. Н. Валиханов.


Ермухан Бекмаханов (в центре слева) с писателями и учеными, 1959 год. © ЦГА РК

Круг научных интересов Бекмаханова был широк. В области историографии Казахстана им написано более 100 научных трудов, в том числе такие крупные монографии, как "Казахстан в 20−40 годы XIX века" (Алма-Ата, 1947 год), "Очерки истории Казахстана" (посмертное издание) (Алма-Ата, 1967 год), "Социально-экономическое развитие Казахстана в период империализма" (Алма-Ата, 1957 год), учебники по истории Казахской ССР. Научные труды ученого получили известность и признание далеко за пределами республики.

В мае 1962 года профессор Бекмаханов был избран членом-корреспондентом Академии наук Казахской ССР.

Огромная заслуга Бекмаханова присутствует в постановке и развитии исторического образования в школах. Еще в 1938 году им написано пособие "О преподавании истории в школе". Он издал учебник по истории Казахской ССР с древнейших времен до современности для казахстанских школьников, выдержавший несколько изданий. Эти учебники получили высокую оценку педагогов и учащихся, научной общественности. Были изданы многотысячными тиражами на казахском, русском и уйгурском языках. Он составил хрестоматию по истории Казахской ССР для школ, издал учебное пособие "Очерки истории Казахстана XIX века".

Под руководством ученого создавался учебник по истории КазССР для студентов вузов, издавались программы по истории Казахской ССР. Профессор уделял большое внимание и подготовке научных кадров. 

Много лет Бекмаханов являлся председателем ученого совета исторического факультета университета по присуждению ученых степеней и званий. Руководимый им совет обсуждал диссертации по истории СССР, истории КазССР, Киргизии, по всеобщей истории. Профессор был редактором более 10 томов ученых трудов, в которых печатались также работы аспирантов и молодых соискателей, ответственным редактором журнала "Общественные науки" при Министерстве высшего и среднего специального образования Казахской ССР.

"На пути больших и трудных исканий могли быть промахи и недостатки. Тем более что среди моих коллег – историков-казахов – мне выпала честь первым, набравшись смелости, пробежать марафонскую дистанцию по очень сложному и запутанному вопросу. Худо ли, хорошо ли - этот бег был завершен", – писал Ермухан Бекмаханов.

В 65-е годы здоровье ученого ухудшилось, у него нашли рак легких. По воспоминаниям его супруги, он хотел присутствовать на ее защите кандидатской диссертации. Однако ученый умер 7 мая 1966 года. А через три дня Халима Бекмаханова защитила работу на соискание степени кандидата педагогических наук. 

Информация предоставлена З. Тлеубердиной, сотрудником отдела по работе с архивами и историко-документальными коллекциями личного происхождения ЦГА РК

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Реклама
Реклама