Мало кто знает, что у казахского народа, кроме домбры и кобыза, есть еще более 35 видов музыкальных инструментов. TengriMIX предлагает взглянуть на наследие наших творческих предков.
Мало кто знает, что у казахского народа, кроме домбры и кобыза, есть еще более 35 видов музыкальных инструментов. TengriMIX предлагает взглянуть на наследие наших творческих предков.
Музей народных музыкальных инструментов имени Ыхласа в Алматы хранит 1300 экспонатов. Самый богатый фонд принадлежит казахскому народу. Здесь, по классификации музыковеда Болата Сарыбаева, шумовые (туяктас, зырылдаук, сакпан, шартылдауык, токылдак, конырау), ударные (дабыл, даулпаз, шундаул, шын), струнные (домбра, жетыген, кобыз), духовые (сырна, сыбызгы, керней, желбуаз) и язычковые (шанкобыз) инструменты.
Духовые инструменты
Шанкобыз
"В целом у казахского народа 38 музыкальных инструментов. Когда посетители приходят в музей, то удивляются, что мы настолько богаты. В основном знакомы со струнными - домброй и кобызом. Но раньше были популярны ударные, как барабаны, они использовались во время военных парадов и походов. Шумовые - чаще применялись в быту, вроде некого сигнала. К примеру, скот реагировал на колокольчик, поэтому им пользовались чабаны. Сегодня их можно услышать в оркестрах", - говорит руководитель научного отдела Жансая Кожахан.
Прародителем казахских музыкальных инструментов считают кобыз, который связывают с именем Коркыт Ата. Легенда гласит, что в IX веке тюркский поэт-песенник смастерил его в поисках бессмертной жизни. Народ свято верит, что его игра обладала магической силой, спасающей от трудностей и даже от смерти.
"В исследовании кобыза мы полагаемся на легенду. В ней Коркыт Ата хотел вечной жизни. Но видел, как погибают люди. Потом узнал, что умрет от укуса змеи. Тогда ему приснился сон, в котором старцы рассказали, как изготовить инструмент, который позволит жить ему долго. Проснувшись, он все сделал по велению мудреца: срубил дерево, придал ему форму, снизу обтянул верблюжьей кожей, для струн использовал конские волосы. Так он создал кобыз. Он играл на нем и передавал всю свою печаль. Под эти звуки все в округе останавливалось и слушало его. Однажды, плывя по реке, он уснул. В этот момент в него впрыснула свой яд водяная змея, от чего он умер. Но этот инструмент обрел бессмертие, по сей день мастера изготавливают его по древней традиции", - делится Кожахан.
Кобызы
В музее хранится старинный кобыз "Жарас баксы" XVΙII века. Так он назван в честь шамана. Инструмент до шестого колена передавался от отца к сыну. В 1942 году его потомок по имени Буралкы ушел на войну и не вернулся. Святое наследие попало в руки следующего поколения – Бердибеку, после него Бижану Култасову. Житель Жамбылской области Бижан в 1983 году специально приехал в Алматы и передал кобыз предков музею. Инструмент сделан из абрикосового дерева, на деку натянута кожа верблюда, а струны из гривы лошади.
Кобыз Жарас баксы
Богатый фонд - домбра, здесь ее около 200 разновидностей, все они индивидуально украшены, выполнены в своеобразной форме и из разных материалов.
Домбры
На первый взгляд самому простому инструменту оказалось больше двух веков, на нем в 1840-е годы играл батыр Махамбет Утемисов. Еще можно полюбоваться оригиналами домбры и других великих акынов, таких как Биржан-сал, Акан Сери, Мырзабек Байжанов, Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов, Ахмет Жубанов, Нургиса Тлендиев.
Домбра Махамбета Утемисова
"В экспозиционном зале есть наскальное изображение инструмента, похожего на домбру. Этот камень относят к бронзовому веку. Но ученые считают, что рисунки наложены позднее в тюркский период. Поэтому можно сказать, что домбра сохранилась со средневековья. У нее своя легенда. Домбру мы связываем с именем Джучи-хана - это сын Чингисхана. Монгольский правитель был грозным. Он сказал, что зальет горячий свинец в горло того, кто принесет плохую весть. Однажды Джучи погиб на охоте. Все боялись ему рассказать правду. Тогда нашли выход: пригласили акына, который сыграл кюй, и по мотивам хан догадался обо всем. Чингисхан яростно велел прожечь горло певцу. Но тот его остановил, сказав: "Я ничего тебе не сообщал, это все моя домбра". В то время домбра была четырехструнная и у нее не было отверстия. Тогда разлили на нее жидкий свинец, который упал прямо на середину инструмента: две ее струны разорвались, а в центре корпуса образовалась дыра. С тех пор так и выглядит этот инструмент", - поделилась научный сотрудник музея.
По ее словам, в древности многие казахские музыкальные инструменты изготавливались из натуральных материалов, в основном из животных и растений. Если тетива кобыза делалась из конского волоса, то струны домбры из кишок.
"У мастеров тех временен были свои секреты, многое осталось не разгаданным. Но известно, что для струн использовалась высушенная овечья или козья кишка. Она размачивалась в воде несколько дней, чистилась, ее скручивали и переплетали, затем сушили. Но эти материалы были недолговечны. Струны со временем просыхают, становятся ломкими и хрупкими. Вероятно, у акынов на пальцах оставался неприятный запах после игры. Зато звук этих струн по-настоящему ласкал слух слушателя. Мы считаем, что это и стало причиной отсутствия древних инструментов. Считается, что звуки древней домбры звучали лучше. Некоторые инструменты сохранились как раз-таки благодаря материалу: сазсырнай, ускирик и дунгиршек из костей и глины", - уточнила Жансая.
Сазсырнай и дунгиршек
Сазсырнай и ускирик
Необычно выглядит инструмент туяктас. О процессе его изготовления не сложно догадаться - это обычная пара копыт. Игра на нем издает звуки лошадиного топота. А муиз-сырнай - рог быка. Играют на ней, как на трубе.
Есть инструменты, на которых казахский народ перестал играть. К примеру, желбуаз - волынка, которой в давние времена пользовались на траурной церемонии. Выглядит она как кожаный мешок с железным горлышком и двумя трубками из тростника.
Желбуаз
"Это своего рода поминальный инструмент. Им перестали пользоваться. В прошлом веке Нургиса Тлендиев возродил, добавил в оркестры, но тем не менее после него перестали использовать. Также у казахов раньше был керней - это длинный деревянный духовой инструмент. Использовали его для того, чтобы подать сигнал. Устоялось выражение "кернейлетып", то есть сигналил", - добавила сотрудник музея.
Некоторые народные казахские инструменты, а также родственные им, можно услышать на Международном фестивале современной этнической музыки The Spirit of Tengri.
Казахская нация имеет богатую историю, интерес к народной музыке по-прежнему остается. И хорошо, что у современного поколения все еще есть возможность насладиться звуками настоящих инструментов.
Автор: Сахибам Садырова
Фото предоставлено Музеем народных инструментов имени Ыхласа
А звуки каких музыкальных инструментов нравятся вам?
Показать комментарии