Токтар Аубакиров - первый казахский космонавт, летчик-испытатель, первым в СССР совершивший беспосадочный перелет на Северный полюс, первым в мире взлетевший с трамплинного авианосца. 27 июля народный герой Казахстана отметил 73-летие. TengriMIX побеседовал с именинником.
Токтар Аубакиров - первый казахский космонавт, летчик-испытатель, первым в СССР совершивший беспосадочный перелет на Северный полюс, первым в мире взлетевший с трамплинного авианосца. 27 июля народный герой Казахстана отметил 73-летие. TengriMIX побеседовал с именинником.
Токтар Аубакиров с детства мечтал быть летчиком. Его кумирами были летчики Нуркен Абдиров и Талгат Бегельдинов. Еще в юности он начал увлекаться парашютным спортом и записался в летный учебный центр. В армии он окончил Армавирское высшее военное авиационное краснознаменное училище летчиков и получил специальность "летчик-инженер". Уволившись в запас, продолжил учебу в школе летчиков-испытателей имени Федотова (Россия, Московская область).
За свою карьеру Аубакиров успел протестировать более 50 различных типов самолетов. Как он сам признается, любимую работу мужчина ставил даже выше космонавтики. Но в 1991 году ему поступило предложение от Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.
"Он сказал: "Казахский народ 30 лет ждет, когда с родной земли полетит их земляк". Я согласился. Сегодня я благодарен за его наставление, потому что выполнил желание своего народа. Если бы не космос, возможно, я бы конструировал самолеты", - говорит мужчина.
© Национальное космическое агентство Казахстана
ЧП и космический "чай"
2 октября 1991 года заслуженный летчик-испытатель СССР Токтар Аубакиров на космическом корабле "Союз ТМ-13" стартовал в космос. Вместе с ним летели командир Александр Волков и австрийский космонавт Франц Фибек. В качестве космонавта-исследователя он работал на борту орбитальной станции "Мир" почти 8 дней.
Франц Фибек, Александр Волков и Токтар Аубакиров © Национальное космическое агентство Казахстана
Аубакиров на орбите провел пять космических исследований с участием пяти институтов Академии наук КазССР в области космической медицины и биотехнологии, материаловедения, дистанционного зондирования. Среди них - съемки пыльных бурь бассейна Аральского моря, эксперименты по космической биотехнологии с наблюдением за культивируемыми клетками пшеницы и картофеля в условиях невесомости, медико-биологические исследования по изучению показателей крови и общего самочувствия космонавта. Также были апробированы специализированные продукты питания казахстанского производства, повышающие адаптационные возможности организма в условиях космического полета, и проведен космический эксперимент "Темир" по наблюдению физико-химических превращений в металлических расплавах в условиях микрогравитации.
Работа не обошлась без инцидентов. В первый день, перемещаясь по станции, Аубакиров не удержал равновесие и полетел на большой скорости внутри станции.
"Нужно было остановиться, иначе я мог удариться и нанести ущерб кораблю. Я крутился и задевал все сбоку: книги, рабочие инструменты. Представляете, какой хаос поднялся?" - вспоминает космонавт.
Командир Александр строго заявил, что Аубакиров нашел себе занятие на всю неделю: приводить в порядок помещение. Однако казахстанец знал, как задобрить начальника. Ведь эксперименты надо было продолжать.
"Еще на Земле я знал, что может произойти нечто подобное и, возможно, мне понадобится помощь товарищей. Для этого я припас в личном багаже две бутылки казахстанского коньяка. Я подлетел к командиру и сказал: "Во-первых, извиняюсь за все, а во-вторых, как начальник этой станции, поручите, пожалуйста, чтобы мне помог экипаж, а я отблагодарю". Он усмехнулся, мол, не выкрутишься. Но в то время был сухой закон, а тут я озвучиваю секретное слово "чай", так называли коньяк, который пили из чайника. Он удивился, и экипаж тут же принялся помогать. А я свое обещание выполнил", - с улыбкой рассказывает Токтар Аубакиров.
© Национальное космическое агентство Казахстана
А в другом случае казахский космонавт, напротив, сам выручил экипаж.
"Нам разрешили отдыхать, и кто как мог, расположился спать. Но я проснулся от того, что завыла сирена. У меня появилось чувство тревоги. Оказалось, что аварийные аккумуляторы закончились. Я среагировал мгновенно, подключил ребят. Вместе все исправили", - вспоминает космонавт.
Полет завершился благополучно. Аубакирова, поскольку он уже был Героем Советского Союза, наградили орденом Октябрьской революции. По словам космонавта, летая над Землей, он смог осознать, насколько она мала и беззащитна.
"Посмотрев на Землю, ты видишь, что она маленькая и беззащитная по сравнению с миллиардами звезд и планет. Она удивительного цвета - бирюзового оттенка, который раньше я нигде не встречал. Это песчинка, которую не бережем, хотя должны. В космосе я больше всего чувствовал тоску по маме. Это чувство однажды я испытал в детстве, когда уехал в гости на каникулы. Но в полете эта тоска была во мне все время до возврата на Землю", - делится Аубакиров.
Аубакиров об НЛО и Маске
Космонавта часто спрашивали, видел ли он инопланетян.
"Знаете, космос меня поразил бесконечными просторами, такими, что не укладываются в голове. Существует столько звезд, о которых мы вообще понятия не имеем. Эти мысли заставляют задуматься, что мы не одни во Вселенной", - говорит Аубакиров.
По его словам, НЛО он увидел не в космосе, а на земле, находясь с друзьями на охоте в России в 30 километрах от деревни Кургазино в Ярославской области.
"Я всегда хотел увидеть НЛО, я думал, это что-то серьезное. Много лет ждал. Как-то утром проснувшись, в небе увидел подобие звезды, которая приближалась. Это был светящийся шар, не понятно с какой высоты он спустился, но подобрался достаточно близко. Все были удивлены. Это было недолго, потом НЛО улетел", - говорит космонавт.
© Национальное космическое агентство Казахстана
Токтар Аубакиров активно следит за космическими новостями и признается, что вдохновлен инновационными изобретениями американского инженера Илона Маска.
"Илон Маск всегда интересует как человек-новатор, который не боится вносить ноу-хау. В каждой его разработке есть толк. Многие боятся за свои кресла, а ему бояться нечего, в отличие от больших государственных корпораций. Он дерзкий и мечтатель, многое делает, и я ему благодарен за безумные идеи, которые служат во благо обществу", - добавил Аубакиров.
© Национальное космическое агентство Казахстана
"Когда собирались жениться, 17 наших знакомых погибли, испытывая самолеты"
Токтар Онгарбаевич со своей супругой Татьяной Михайловной вместе уже 42 года. Но перед свадьбой летчик-испытатель ухаживал за ней еще целых полтора года.
"Она приехала в командировку к нам в испытательный центр в Подмосковье. Таня работала с "четырехэтажными" компьютерами, хорошо освоила их, была программистом. Как-то ко мне подошла заведующая и говорит: "Токтар, я вас очень прошу, обратите внимание на Татьяну Малышеву. Очень ответственная и целенаправленная девушка". Первое, что мне понравилось: Таня была немногословной, но с чувством юмора, всегда могла "подколоть" речью. Она для меня - человек-слово, таких даже мужиков редко встретишь. Тогда мне казалось, что для меня ничего невозможного нет. Я молодой, вдобавок еще и летчик-испытатель. "Подкатил" и получилось не совсем удачно. Я понял свое легкомысленное поведение. Мне было почти 30 лет, нужно было думать о жизни и будущем. Я присмотрелся к ней, приглашал в кино. Где-то она соглашалась, где-то нет", - говорит собеседник.
Дружеские отношения молодых продлились 1,5 года. После чего Татьяна Михайловна отправилась в Пермский край ухаживать за матерью.
"Когда она уезжала, я думал: "Как же быть?" Нерешительно сказал, что было бы хорошо, если бы она оставила номер домашнего телефона. К счастью, она не отказала. Я звонил ей, мы могли разговаривать часами. И тут она мне по телефону прямо говорит: "Ты мне понравился, я поеду к тебе". Мы сошлись и больше не расставались", - делится первый казахский космонавт.
В браке у супругов родились два сына - Тимур и Михаил. Токтар Онгарбаевич признается, что был как воскресный папа, часто разъезжал по командировкам.
"Очень много работы было. Мы выполняли секретные задания, которые нельзя было проводить в Москве, поэтому ездили далеко в степь. И Татьяна Михайловна одна растила моих детей. Она сумела привить те качества, которые видела во мне. Ей было тяжело, но она знала, за кого выходит замуж. В 1977 году, когда собирались жениться, 17 наших знакомых погибли, испытывая самолеты. Я ей сразу сказал: "Не жди сладкого бытия, ты видишь, что такое профессия летчики-испытатели, она сопряжена с большим риском", - вспоминает Аубакиров.
После того, как в молодой семье родился Тимур, Токтар и Татьяна купили бутылку шампанского. Супруги договорились, что откроют ее, когда сын достигнет совершеннолетия либо в очень счастливый момент жизни.
"Такое случилось, когда я живым вернулся из космоса. Ко мне домой пришли друзья. Я открыл это шампанское, она тихо села за стол и заплакала от счастья. Вот ее понимание моей профессии", - поясняет мужчина. По словам Аубакирова, к полету супруга отнеслась с пониманием и не пыталась его отговорить.
Сейчас космонавт находится на пенсии. Он много работает с молодежью и постоянно напоминает людям о необходимости сохранять лучшие человеческие качества.
"Молодежь для меня - будущее. Мы должны уметь воспитывать, передавать лучшее, учить жить по-настоящему. Люди не должны забывать, что человек рожден быть свободным, честным, порядочным. Я стараюсь всегда напоминать об этих качествах. Я свою работу буду продолжать, буду видеться с молодежью, преподавать жизненные уроки, хочу больше молодых людей охватить", - подчеркивает Аубакиров.
В свой день рождения он открывает двери нараспашку и с нетерпением ждет любимых.
"Лучший подарок от супруги - мои дети, лучший подарок от моих детей - мои внуки. Каждый человек мечтает, чтобы их потомок продолжил их путь, и я желаю того же", - отмечает собеседник.
Автор: Сахибам Садырова