Подавляющее большинство родителей уверены, что телефон, телевизор или компьютер - идеальный способ занять ребенка. В этой статье приведены доводы педиатра о том, почему такой выбор - грубейшее заблуждение, которое только вредит умственному и физическому развитию детей. Также вы узнаете, сколько времени "в цифре" положено ребенку от рождения до совершеннолетия.
Подавляющее большинство родителей уверены, что телефон, телевизор или компьютер - идеальный способ занять ребенка. В этой статье приведены доводы педиатра о том, почему такой выбор - грубейшее заблуждение, которое только вредит умственному и физическому развитию детей. Также вы узнаете, сколько времени "в цифре" положено ребенку от рождения до совершеннолетия.
У меня есть дочь. Лизе три года, и она без ума от планшета, на котором в любой момент можно посмотреть любимую "Свинку Пеппу". Я не вижу в этом ничего плохого, тем более что мультик очень жизнерадостный и познавательный. Как мне кажется, такой контент развивает у дочери положительные качества и учит чему-то новому. Также не стану кривить душой и признаюсь, что позитивная хрюшка перетягивает на себя внимание моего неуемного счастья и дает нам с женой некоторое время на передышку. Кажется, что вся семья в выигрыше!
Однако мое видение ситуации сильно пошатнулось, когда я прочитал статью известного американского педиатра Крис Роуэн (Cris Rowan). Она изучает влияние современных технологий на становление малышей. Предлагаю и вам познакомиться с "неудобными" доводами автора, которые будет нелегко принять таким неидеальным родителям, как я.
Неверное стимулирование мозга
Мозг младенца троекратно увеличивается в своих размерах от рождения до двух лет и продолжает расти вплоть до 21 года. Развитие мозга в раннем возрасте определяется раздражителями окружающей среды или их отсутствием. Стимулирование мозга избыточным воздействием гаджетов, Интернетом или телевидением, как показывают исследования, связано с когнитивными задержками, повышенной импульсивностью, снижением способности к саморегуляции.
Задержка в развитии
Статичное времяпрепровождение влечет за собой недостаток движения и может привести к задержке физического и умственного развития. Эта проблема стала очевидна в США, где каждый третий ребенок поступает в школу, имея отставание в развитии, что ярко отражается на его успеваемости. Подвижность же улучшает внимание и способность к познанию нового. Ученые утверждают, что применение электронной техники вредит развитию детей и отрицательно влияет на их обучаемость.
Ожирение
Телевидение и компьютерные игры - пример непищевых привычек, которые напрямую связаны с эпидемией лишнего веса. Среди детей, которые балуются портативными устройствами, ожирение встречается на 30 процентов чаще. Каждый четвертый молодой канадец и каждый третий американский юнец страдают синдромом "широкой кости".
Шутки шутками, но среди детей с лишним весом в 30 процентах случаев будет диагностирован диабет, а вдобавок к этому лица, страдающие ожирением, подвергаются более высокому риску раннего инсульта и сердечного приступа, серьезно сокращая продолжительность своей жизни. Ученые бьют в колокола, призывая всех и каждого следить за тучностью детей, ведь первое поколение XXI века имеет большие шансы умереть раньше своих родителей.
Потеря сна
Сухие цифры по США говорят, что 60 процентов родителей вообще не контролируют, как тесно их чада дружат со всевозможными гаджетами, а три четверти семей разрешают детям таскать за собой электронику в кровать. Свечение экранов телефонов, планшетов и ноутбуков препятствует началу сна, что приводит к сокращению времени отдыха и недосыпанию. Ученые ставят недостаток сна наравне с недоеданием: и то и другое истощает организм, а соответственно, отрицательно сказывается на усвоении школьных уроков.
Психические заболевания
Ряд зарубежных исследований проводят четкие параллели между видеоиграми, Интернетом, телевидением и их негативным влиянием на психику молодежи. Так, игромания становится причиной неудовлетворенности жизнью, увеличения тревожности и усиления депрессии. Всемирная сеть, в свою очередь, приводит к замкнутости и развитию фобий. Этот список психических недугов можно смело дополнить биполярным расстройством, психозом, поведенческими отклонениями, аутизмом и расстройством привязанности, то есть нарушением тесного эмоционального контакта с родителями. К сведению, один из шести канадских детей имеет какое-либо психическое заболевание, что зачастую лечится лишь сильными психотропными препаратами.
Агрессивность
Повторим избитую истину: жестокость на ТВ и в компьютерных играх находит свое отражение в реальной жизни. Просто внимательно взгляните на участившееся физическое и сексуальное насилие в современных онлайн-СМИ, фильмах и телепередачах: секс, надругательства, пытки, истязания и убийства.
Ребенок получает готовую схему поведения, которую он может реализовать в окружающей его действительности. И самое важное, множество исследований приходят к одному и тому же выводу: насилие с экрана имеет как краткосрочный, так и долгосрочный эффект - агрессия может проявиться далеко не сразу.
Цифровая деменция
Научные наблюдения доказывают, что увлечение телевизором в возрасте от одного до трех лет приводит к проблемам с концентрацией внимания к седьмому году жизни. Дети, которые не могут сосредоточиться, попросту теряют возможность что-либо узнать и запомнить. Постоянный поток быстрой информации приводит к изменениям головного мозга, а после к деменции - снижению познавательной деятельности с утратой ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.
Зависимость
Чем больше родители проверяют почту, стреляют в монстров и смотрят сериалы, тем больше они отдаляются от своих детей. Нехватка внимания от взрослых часто компенсируется все теми же гаджетами и цифровыми технологиями. В отдельных случаях малыш сам становится зависимым от портативных устройств, Интернета и телевидения. Каждый одиннадцатый ребенок в возрасте от 8 до 18 лет - "цифровой наркоман".
Вредное излучение
В 2011 году Всемирная организация здравоохранения и Международное агентство по изучению рака классифицировали радиоизлучение сотовых телефонов и других беспроводных устройств как потенциальный канцероген, определив в группу 2B "возможно канцерогенных для человека" факторов. Однако следует учитывать, что дети более чувствительны к различным негативным воздействиям, поскольку их мозг и иммунная система все еще развиваются. Поэтому, говорят ученые, нельзя равнять риски для молодого и уже сформировавшегося организма. Также обсуждается мнение о том, что радиочастотные излучения должны быть реклассифицированы как 2А (вероятный канцероген), а не текущий 2В.
Заключение
Завершая свою статью, Крис Роуэн рекомендует временные рамки, которые являются приемлемыми для детей разных возрастов.
Смею предположить, что абсолютное большинство детей ежедневно выходит за лимиты, приведенные в таблице. Стоит ли из-за этого паниковать? Через какое-то время каждая семья узнает свой ответ, верный или ошибочный.