Культура и образование - вот основа развития общества. Сегодня, в День знаний, TengriMIX предлагает вам узнать о первых очагах просвещения в казахской степи.
Культура и образование - вот основа развития общества. Сегодня, в День знаний, TengriMIX предлагает вам узнать о первых очагах просвещения в казахской степи.
Казахский правитель Жангир хан, сын Букей хана и правнук хана Абулхаира, в годы своего правления обдумывал возможность организации центральной школы в ханской ставке. По его замыслу, она должна была готовить детей к поступлению в российские учебные заведения. Открытие этой школы состоялось в ханской ставке Орды в 1841 году. До самой смерти в 1845 году хан содержал школу за счет своих доходов и сам экзаменовал обучавшихся. По существу, он же был и первым учителем школы.
В начале XIX века в Омске функционировал Сибирский кадетский корпус, созданный на базе казачьего войскового училища. В числе первых кадетов был Чокан Валиханов. Существовала школа для казахских детей и при Оренбургской пограничной комиссии. В этой школе учился казахский просветитель Ибрай Алтынсарин.
Кстати, последний был первым казахом, который в 1861 году получил назначение на должность учителя Тургайской школы. Воодушевленный этим событием и своими просветительскими идеями, Алтынсарин разъезжал по аулам, разъяснял значение светского образования и находил немалую поддержку у народа. Собрав у местного населения средства и вложив собственные сбережения, Ибрай приступил к строительству здания школы. Ее торжественное открытие состоялось в январе 1864 года. В казахской степи школу называли "Қара шаңырақ", "первой ласточкой". Свое знаменитое стихотворение "Кел, балалар, оқылық!" Алтынсарин написал именно по этому поводу.
Уже будучи инспектором народных школ Тургайской области, Алтынсарин также решил вопрос о переводе Троицкой школы, которая была на грани закрытия, в областной центр - Кустанай. Под школу решено было строить каменное здание. Строительство начали в 1882 году, а в 1884 - Троицкая русско-казахская школа была переведена в Кустанай и стала называться "Кустанайское двухклассное русско-казахское училище".
Спустя пару лет, в 1887 году, опять-таки благодаря инициативе Алтынсарина, в Иргизе открылось первое женское училище, где обучалось 15 девочек-казашек. В последующие годы женские училища с интернатами стали функционировать в Тургае, Кустанае, Карабутаке, Актюбе. Во всех этих учреждениях обучались 211 девушек, из них 70 казашек.
Но вернемся немного назад. В 1860-х годах начали открываться прогимназии; появлялись частные школы и училища, воскресные школы, а в крупных и средних селениях - школы низшей ступени. Тогда ограничиваться обучением детей в светских школах русскому и казахскому языку было нецелесообразно. К примеру, в Туркестанском генерал-губернаторстве, помимо южных областей Казахстана (Сыр-Дарьинская и Семиреченская области), были включены территории современных Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Кыргызстана, отчего в регионе проживали различные национальности исламского вероисповедания. Было необходимо создать такой тип школы, который соединил бы в себе русскую школу и мусульманский мектеб с изучением предметов на языке национального большинства учащихся. Это могли быть школы с обучением на казахском, узбекском, кыргызском, уйгурском и других языках.
© foto.kg
Первая школа нового типа была открыта в декабре 1884 года в Ташкенте (с 1867 года город являлся центром Сырдарьинской области и Туркестанского генерал-губернаторства). Преподавали в ней русский язык и мусульманскую письменность. Открытие таких учебных заведений предварял опыт ранее существовавших школ аналогичного типа в Сыр-Дарьинской области. Так, такая школа была открыта в 1870 году в Самарканде, а в 1873 году в Чимкенте. Позднее они стали именоваться русско-туземными школами. В туземных классах поначалу не было программ и учебников, поэтому учителя вели занятия по программе мектебов.
В 1913 году число подобных школ в Туркестанском крае увеличилось до 167, общий контингент учащихся составил здесь 7 328 человек. В качестве учебников и учебных пособий были приняты "Книга для чтения", "Главные правила русского правописания" и учебники арифметики, разработанные известным туркестанским педагогом Граменицким. В Казахстане в русско-казахских школах использовались такие учебники и учебные пособия, как "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку" Алтынсарина, его же "Киргизская хрестоматия", "Сборник арифметических задач" Арженникова. При всех своих недостатках эти школы объективно имели прогрессивное значение: они знакомили определенную часть населения с русским языком, а через него и с иной культурой.
© el.kz
В Казахстане также функционировали школы иных конфессий, например, церковно-приходские и еврейские школы. Последние находились в сложном положении. Они подвергались различным притеснениям со стороны царской администрации, находясь зачастую на полулегальном положении. Эти школы были малочисленны. Конечно же, небольшое количество этих учебных заведений определялось, в первую очередь, малочисленностью еврейского населения, проживающего в регионе. Преподавали в них древнееврейский и русский языки.
В 1901 году Министерство народного просвещения решило реформировать так называемые хедеры - начальные еврейские школы. Содержатели этих школ обязаны были преподавать в них русский язык и арифметику. А те, кто решился открыть подобную школу, должен был иметь образовательный ценз.
Так как территорию Казахстана населяли разные диаспоры, среди них выделялись лидеры. К примеру, по инициативе татар в городах стали создаваться мусульманские общины, а затем и национальные центры, которые занимались удовлетворением религиозных и культурно-просветительских потребностей. Строились и открывались медресе и мечети, светские школы, создавались клубы, товарищества взаимопомощи и благотворительности, формировалась национальная общественная мысль, в наиболее передовых центрах которой - Ташкенте, Верном, Уральске, Петропавловске, Семипалатинске - издавались газеты, книги, создавалась национальная интеллигенция. Так, в 1873 году была открыта первая татарская школа при мечети в Ташкенте. С 1895 года действовало второе татарское мужское приходское училище. В нем имелось 40 учеников, занятия вел только один преподаватель. Училище содержалось за счет платы с учеников.
В 1898 году была открыта первая частная татарская школа грамоты для девочек. В ней также имелось 40 учениц с преподавательницей татаркой. Училище также существовало за счет платы за обучение. А в 1901 году открылась вторая частная женская татарская школа грамоты.
Заметным явлением было продвижение татар в казахские степи с целью стать муллами. Их деятельность приносила ощутимые плоды - грамотность среди казахов росла. Появилась традиция записывать стихи и песни и распространять их в списках. Книги на казахском и татарском языках находили среди казахов все более широкий спрос. Помимо местных мулл-"учителей", обучением детей грамоте и правилам религии занимались татарские и башкирские муллы.
Путь становления учебных заведений в Казахстане был непрост. Нам нужно ценить труды наших предков, которые заложили основы образования, и не просто держать марку, а идти вперед.
По материалам: bibliotekar.kz, vestnik-kafu.info, allib.org
Подготовила: Нурлыайым Нурсаин