Если верить поговорке "осведомлен - значит вооружен", то каждая новая вирусная эпидемия - это сражение с невидимым врагом в темной комнате и с завязанными руками. Не зная, с чем предстоит столкнуться и как с этим бороться, невозможно победить в первом противостоянии. Только собрав достаточно информации о противнике, можно рассчитывать на успех в следующем. В истории человечества было множество вирусных катастроф, которые оно в итоге смогло преодолеть и даже научилось предотвращать со временем. Но самые удивительные из них остаются загадкой для ученых до сегодняшнего дня.
Если верить поговорке "осведомлен - значит вооружен", то каждая новая вирусная эпидемия - это сражение с невидимым врагом в темной комнате и с завязанными руками. Не зная, с чем предстоит столкнуться и как с этим бороться, невозможно победить в первом противостоянии. Только собрав достаточно информации о противнике, можно рассчитывать на успех в следующем. В истории человечества было множество вирусных катастроф, которые оно в итоге смогло преодолеть и даже научилось предотвращать со временем. Но самые удивительные из них остаются загадкой для ученых до сегодняшнего дня.
Танцевальная чума 1518 года
Когда Кэти Перри записывала поп-сингл о подростковой влюбленности Teenage Dream, она вряд ли задумывалась о том, насколько правдоподобно и оттого ужасающе звучит строчка We can dance until we die ("Мы можем танцевать, пока не умрем"). 500 лет назад жители Страсбурга приняли этот "челлендж" задним числом, спонтанно предавшись макабрическому действу, которое впоследствии окрестят танцевальной лихорадкой.
Жуткий флешмоб на заре эпохи Нового времени начался с того, что некая фрау Троффеа вышла на городскую улицу и просто начала танцевать. Изначально нестандартный порыв стал совсем необъяснимым, когда к ней присоединились другие жители: к концу недели их стало 35, к концу месяца - 400. Люди не переставали танцевать вплоть до полного изнеможения. Усталость, голод, отсутствие отдыха и сна стали причиной истощения организма, массовых инсультов и сердечных приступов. В отдельные временные отрезки от танцевальной лихорадки ежедневно умирало около 15 человек.
Местные эскулапы пребывали в полном недоумении и перебирали все возможные причины повального безумия: от комбинаций звезд до мистических факторов. В итоге городские власти не придумали ничего лучше, чем попробовать решить проблему "клиновым" способом. На улице установили деревянный танцпол и пригласили музыкантов, чтобы помочь зараженным быстрее вывести загадочный вирус из организма. Когда это не сработало, было решено впасть в другую крайность и запретить азартные игры, музыку, танцы и проституцию, а также провести религиозные обряды. Прошли недели, прежде чем люди начали приходить в себя и смогли контролировать свои тела.
Что вызвало эпидемию, доподлинно неизвестно и по сей день. По одной из версий, к аномальному поведению жителей Страсбурга побудил стресс, вызванный общей неблагоприятной ситуацией в Европе, которая страдала от голода, мороза и наводнений. Согласно этой теории, именно эмоциональное истощение привело к физическому через массовый психологический транс. Среди современных исследователей более популярно мнение о том, что причиной стало отравление спорыньей, поразившей злаки, из которых производилась ржаная мука. Этот грибок содержит в себе алкалоиды, по химической структуре близкие к ЛСД. Проблема этой теории в том, что, помимо схожих с известным наркотиком побочных эффектов в виде галлюцинаций и потери контроля над телом, отравление спорыньей также приводит к потери мышечного контроля, что, в свою очередь, делает безудержные танцы невозможными.
Английский пот
Еще один смертельный недуг позднего средневековья, причины которого до сих пор остаются загадкой. Английская потливая горячка, несмотря на название, вероятнее всего, имеет вовсе не английское происхождение. В Англию она пришла вместе с первым монархом династии Тюдоров Генрихом VII и его войском из Бретани в 1485 году. Болезнь успела проявиться за две недели между высадкой в Уэльсе и сражением на Босвортском поле в Лестере, а к осени добраться до Лондона и унести жизни нескольких тысяч человек за месяц - не лучшее начало для новоявленного монарха. С тех пор эпидемия распространилась по всему континенту, включая Польшу, Швейцарию, Литовское и Московское княжества, а также Скандинавию. Вспышки горячки возникали шесть раз, вплоть до 1551 года.
Страшнее масштабов распространения и количества жертв английского пота были только его симптомы. Все начиналось с чувства тревоги, плавно перетекающей в ужасный озноб, сопровождающийся головокружением и сильными болями во всем организме: от головы до конечностей. "Холодная" фаза длилась от 30 минут до трех часов, после чего следовали горячка и обильное потоотделение, человек испытывал дикую жажду и боли в сердце, начинал бредить, его пульс учащался. Еще одной особенностью протекания болезни была смертельная, в буквальном смысле, сонливость: уснув, зараженный имел высокий шанс не проснуться. Если же человеку удавалось переболеть горячкой и выжить, это не гарантировало ему защиту от следующего приступа - организм не вырабатывал иммунитета.
Поскольку точно установить причины недуга так и не удалось, возникло множество спекуляций. Современники и их последователи не считали заболевание вирусным и объясняли его возникновение низким уровнем санитарии и попаданием в организм вредных веществ из воздуха. Позднее исследователи стали связывать болезнь с хантавирусом - геморрагической лихорадкой, подобно Эболе и Луйо, однако и эта версия не стала общепризнанной. С уверенностью можно говорить лишь о похожем характере возникновения и скорости распространения этих заболеваний.
Лихорадка Эбола
Вирусная лихорадка, борьба с которой, в отличие от вышеуказанных, актуальна и сегодня. К сожалению, причины возникновения вируса Эболы также не определены, поэтому каждая ее вспышка продолжает представлять серьезную опасность для всего человечества. До 2014 года вирус был исключительно локальным явлением и не распространялся за пределы Африки. Первая же его "экспансия" на север продемонстрировала, что на континенте, принесшем миру СПИД, желтую лихорадку и малярию, существуют болезни и пострашнее. Скептически относящимся к этому утверждению людям стоит понять, что "геморрагическая лихорадка" - это научный термин, который простым языком можно сформулировать как "внутреннее кровотечение организма со смертельным исходом", и она распространяется со скоростью, которой позавидует танзанийский гепард и на расстояния, которые повергнут в уныние кенийского марафонца. Получить статус пандемии лихорадке Эбола не позволяет лишь ее высочайшая летальность.
С момента вспышки первой эпидемии с 90-процентным уровнем смертности прошло более 40 лет, но ученые до сих пор не могут с точностью определить, как возникает этот вирус на начальном этапе. Носителями могут быть летучие мыши, крысы, обезьяны, насекомые и, потенциально, любые представители флоры и фауны. Доказано только, что вирус не может передаваться воздушно-капельным путем и проникает в организм через слизистые оболочки при прямом контакте. Поэтому соблюдение норм личной гигиены, избежание контактов с незнакомцами при путешествиях и, по возможности, воздержание от поездок далеко на юг практически исключают риск заболевания, а своевременное лечение гарантирует выздоровление. Практически, потому что, как и в случае с любой другой неизведанной до конца болезнью, всегда остается место для новых метаморфоз и фактора неожиданности.
Борьба ученых с вирусными эпидемиями - это непрекращающийся процесс, преимущество в котором всегда будет за последними. На каждое действие находится противодействие. В случае с вирусами это правило работает и наоборот: они постоянно адаптируются под любые превентивные меры. О том, каким образом вирусы повлияли на наше общество и почему оно далеко от окончательной победы в этом противостоянии, смотрите в программе "Вирусы" на канале Discovery Channel. Готово ли человечество к следующей эпидемии? Смогут ли ученые вовремя найти решение, когда она даст о себе знать? Узнайте ответы на эти и другие вопросы в новой научно-популярной тетралогии о невидимых убийцах.