counter.yadro.ru
МИКС
06 мая 2017 | 07:50

Неизвестные факты о войне: Массовая эвакуация детей в Казахстан

ПОДЕЛИТЬСЯ

Об ужасах Великой Отечественной войны сегодня мы узнаем из архивных материалов, рассказов людей, которые были очевидцами событий того тяжелого времени. Далеко не каждый представитель современного Казахстана знает историю военных лет, к примеру, подробности массовой эвакуации людей в нашу страну. Это событие стало беспрецедентным по масштабам, срокам, а также по условиям, в которых она проводилась.


Об ужасах Великой Отечественной войны сегодня мы узнаем из архивных материалов, рассказов людей, которые были очевидцами событий того тяжелого времени. Далеко не каждый представитель современного Казахстана знает историю военных лет, к примеру, подробности массовой эвакуации людей в нашу страну. Это событие стало беспрецедентным по масштабам, срокам, а также по условиям, в которых она проводилась.

Среди людей, прибывших в Казахстан, было немало детей. Их привозили со всего Союза, по состоянию на 1 января 1942 года количество эвакуированных детей составило 1 366.

В распоряжении Tengri MIX оказались архивные документы, которые проливают свет на эту историю и позволяют нам понять, какие трудности пришлось пережить детям во время войны.

Вот что дают нам, казалось бы, сухие справочные данные из документа "Сведения о прибывших детских учреждениях по линии органов здравоохранения КазССР".

Дети доставлялись в Алма-Атинскую, Актюбинскую, Западно-Казахстанскую, Джамбульскую, Кзыл-Ординскую и Семипалатинскую области. Часть из них размещались в домах малютки и детприемниках. Но длительную дорогу - а некоторые из детей проводили в пути не один месяц - перенести было нелегко. У значительной части детей обнаруживались тяжелые заболевания. Их размещали в костно-туберкулезных, трахоматозных больницах. Больше всего детей - в общей сумме почти 700 - приняли Алма-Атинская и Семипалатинская области.


Иллюстративное фото © topwar.ru

Следующий архивный документ - это отчет бригады научных сотрудников Центрального педиатрического института о работе в Семипалатинске с 10 ноября 1941 года по 1 января 1942 года.

Хоть в отчете и указано, что медучреждения города укомплектованы "удовлетворительно", работа продвигалась очень тяжело. Проблема заключалась в том, что многие сотрудники не имели законченного медицинского образования. Опытных врачей, а особенно педиатров, не хватало.

Вот что пишут в отчете о прибытии 200 детей из Белгорода и Курской области:

"Для размещения прибывших домов младенца потребовалось освобождение помещения костно-туберкулезной больницы и перевод туберкулезных детей в отдельное помещение при соматической детской больнице. Организация двух домов младенца была сильно затруднена тем, что дети прибыли в тяжелом состоянии. При тщательном обследовании всех детей выявилось наличие целого ряда инфекций (дизентерия, коклюш, ветряная оспа, дифтерия, целый ряд кожных паразитарных заболеваний, стригущий лишай, чесотка, конъюнктивит), резкое истощение детей с выраженными явлениями гиповитаминоза. Бригада в своем полном составе включилась в организацию жизни и медобслуживание детей. Больные дети были изолированы и оставлены в учреждении, кроме дифтерийных больных, были организованы больничные палаты и обеспечены соответствующий уход и лечение. Врачи, которые прибыли с детьми, не могли по ряду причин приступить сразу к работе. Из них один врач выпуска 1941 года, второй - терапевт, третий имеет некоторый стаж работы по педиатрии. Средний персонал, привлеченный из костно-туберкулезной больницы, оказался мало знаком с уходом за детьми раннего возраста".


Иллюстративное фото © topwar.ru

Спустя неделю в город прибыли еще 36 детей из Донбасса. Они были размещены в доме малютки "путем уплотнения". Эти дети прибыли в менее истощенном состоянии, но среди них было много больных затяжной дизентерией и брюшным тифом.

"Особенно тяжелое впечатление оставили дети из Краматорска, которые пробыли в дороге 2,5 месяца без врача, со случайным персоналом. Дети были резко истощены, с признаками выраженного гиповитаминоза. Эти дети были размещены частично в помещении дневного санатория при тубдиспансере, частично был уплотнен организованный при участии бригады первый дом младенца".

Но это еще не все сложности, с которыми столкнулись казахстанские врачи. Многие дети прибывали в Казахстан без документов - никто не знал даже их имен.

"Детальное ознакомление с состоянием детей, выяснение всех обстоятельств при эвакуации выявили недопустимое игнорирование на местах основных правил при эвакуации, а именно: органы здравоохранения на местах не инструктировали заведующих и врачей домов младенца о необходимых мероприятиях при эвакуации, в результате чего на детях не было браслетов с именем, фамилией и возрастом. Поэтому до сих пор нет уверенности, не произошли ли ошибки, так как фамилии и имена детей восстанавливались по памяти. Дети последних трех домов младенца прибыли без должной документации: не было краткой истории развития, сведений о перенесенных лицами заболеваний, о сделанных им прививках".

Не только в больницах, но и в домах младенца находились больные дети. Так, в одном из домов произошла вспышка кори. Как отмечается в отчете, в учреждении было много дистрофиков, тяжелых рахитиков, там было неправильно организовано питание.

"Данные санэпидстанций Семипалатинска показывают, что при заболеваниях скарлатиной, дифтерией проводится почти стопроцентная госпитализация".

Также проверялись школы. Среди учеников было много тех, кто страдал от сыпного тифа, завшивленности. Специально для решения этой проблемы была созвана специальная комиссия с участием эпидемиологов, директоров школ и детсадов. После совещания было выдвинуто предложение об организации санобработки не только школьников, но и их семей.

Проблемы эти решались, но возникали другие.

"В декабре была начата работа по оказанию помощи сети детских учреждений. Соматическая детская больница на 130 коек расположена в приспособленном здании, удовлетворительно укомплектована как врачебным, так и средним медперсоналом. Имеет в своем составе грудное отделение, отделение для старших детей, коревое костно-туберкулезное отделение. В работе больницы имеется много недостатков: не изжита внутрибольничная инфекция, грудные дети пребывают на одной койке с матерями, нет ночных дежурств врача, нет анализа причин летальности, нет патологоанатомических вскрытий, нет должной связи с поликлиникой, консультациями, отмечается ранняя выписка больных и другое. (...) Детская консультация Ленинского района занимает хорошее, приспособленное помещение. Основные недочеты ее работы: отсутствие должного внимания к внедрению участкового принципа обслуживания детей, совершенно недостаточное профилактическое обслуживание грудных детей, отсутствие специального приема туберкулезных детей, плохо поставленная работа по борьбе с распространением детских инфекций, плохой учет, документация, неправильная организация регистратуры, недостаточный объем работы молочной кухни".

Тем не менее усилиями всех, кто помогал измученным эвакуацией детям, удалось сохранить немало жизней. Об этом говорится и в конце отчета, написанного членом бригады научных сотрудников Центрального педиатрического института О. Шапиро. В конце автор документа говорит, что намеченный бригадой план на декабрь 1941 года был обсужден на широком совещании.

И в последней строчке отчета говорится: "План был выполнен полностью".

Сегодня сложно представить, какие трудности пришлось пережить людям того времени. Эти документы лишь приоткрывают завесу тайн, которые хранят архивы, это лишь часть большой и важной истории.

Но одно можно сказать наверняка. Среди граждан сегодняшнего многонационального Казахстана немало потомков тех самых детей, которых везли в нашу страну в товарных вагонах в первые годы войны.

Источник: "Из истории научных медицинских учреждений. Казахстан: 1941–1945 гг. Сборник документов и материалов". / Ответственный редактор Г.С. Сарсенова. (Составители О.С. Богданова, Б.А. Жуматаева, Е.М. Грибанова, В.Е. Печерских. Алматы, 2015 год).

Читайте также