"Моряк отдает себя кораблю целиком. Вся жизнь проходит на палубе, в машине, на мостике, вдали от дома, от родных и близких. Мальчишкой приходит моряк на корабль, а возвращается на берег стариком..." Так о морской службе писал советский капитан дальнего плавания Константин Бадигин. Казахстанские моряки проводят на судне, конечно, не всю жизнь, но, например, бороздить Каспийское море пять дней в неделю для них норма. TengriMIX побеседовал с командиром минно-трального судна и узнал, как проходит обычный день моряка.
"Моряк отдает себя кораблю целиком. Вся жизнь проходит на палубе, в машине, на мостике, вдали от дома, от родных и близких. Мальчишкой приходит моряк на корабль, а возвращается на берег стариком..." Так о морской службе писал советский капитан дальнего плавания Константин Бадигин. Казахстанские моряки проводят на судне, конечно, не всю жизнь, но, например, бороздить Каспийское море пять дней в неделю для них норма. TengriMIX побеседовал с командиром минно-трального судна и узнал, как проходит обычный день моряка.
В актауском порту стоят ракетно-артиллерийские корабли Военно-морских сил Республики Казахстан "Орал", "Сарыарка", "Казахстан", "Мангыстау", "Жайык", минно-тральный "Алатау" и учебно-малое сторожевое судно "Ожет". Наш собеседник - 31-летний Медет Султанов, командир войсковой части 21814 и капитан "Алатау". В его подчинении - 22 члена экипажа.
© Министерство обороны РК
По словам Медета, распорядок на судне строгий: с 06.15 ребята уже на ногах. Утро начинается с зарядки. Далее обычные процедуры: заправление коек, умывание, завтрак. В 10.00 поднятие военно-морского флага. Идет проверка оружия и технических средств, после чего личный состав занимается боевой подготовкой.
"Корабли в порту довольно молодые. Наш спущен на воду 30 октября 2015 года, военно-морской флаг был поднят 30 июня 2017 года, с этого момента наш корабль должен отслужить 20 лет, другие - 25 лет. Ежедневно первым делом по команде проходит проверка состояния оружия и технических средств, проворачивается все вручную, производим внешний осмотр, после того как корабль переходит с берегового питания на бортовое питание, а именно запускаются дизельные генераторы, все оружие и технические средства проворачиваются путем их подключения к электричеству", - рассказывает командир корабля.
© Министерство обороны РК
Особенность минно-трального судна в том, что на его борту имеется станция, которая с дальнего расстояния может обнаружить миноподобные объекты и за считаные секунды обезвредить опасное оружие.
"Командир корабля отвечает за боевую готовность и успешное выполнение кораблем поставленных задач. Корабль выходит в море для выполнения артиллерийских стрельб по плавающей мине, по воздушным и надводным целям, имитирующим корабли противника. Наше транспортное средство предназначено для противоминной защиты. Подводные аппараты идентифицируют и уничтожают минный объект согласно решению командиров боевой части корабля. Также судно оснащено тралами. Немаловажными являются учения по спасению человека", - отметил Султанов.
© Министерство обороны РК
По словам командира, он с детства мечтал быть военным. "Нравилась мне эта профессия, особая форма одежды. Сам родом из Павлодара, но с 1999 года я далеко от родных. В юношестве окончил республиканскую школу "Жас улан" имени С. Нурмагамбетова. В 2005 году поступил в Балтийский военно-морской институт имени Ф. Ушакова в Калининграде (Россия). После был распределен в Военно-морские силы в Актау. Уже девять лет в море. Сейчас ответственен за правильное применение оружия и использование технических средств, оборону и защиту корабля, безопасность плавания и управление маневрами корабля, также за воинское воспитание, дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава", - уточнил военнослужащий.
Слева капитан корабля Медет Султанов с военнослужащим. © Капитан-лейтенант Адилет Багдабаев
"Выходим в море на пять дней с продовольствием, дизтопливом, водой. После чего возвращаемся в пункт постоянной дислокации для пополнения запасов. Бывают нестандартные ситуации, когда для решения новых задач задерживаемся на службе. Если ухудшается погода, усиливается ветер, что не позволяет кораблю вернуться домой, то по решению командира судно укрывается в бухтах, за мысами, у скалистых берегов, начинает швартоваться. Самое долгое в море находились две недели. Состав, конечно, устает, поэтому несет службу в две смены. К счастью, в настоящих боях наши моряки не участвовали, потому что не было таких конфликтов. Сообразительность и настойчивость экипаж проявляет на учениях, когда имеют дело с боевыми стрельбами. Бывает, когда воздушные мишени ставят над кораблем, кораблю необходимо провести маневр, то в этих случаях они находят нестандартное решение", - делится собеседник.
© Министерство обороны РК
Экипаж на воде находится практически все времена года. Он проплывает Каспийское море от севера к югу и обратно, не нарушая границы других государств. Судно идет со скоростью 12 узлов, или 22,2 километра в час.
© Министерство обороны РК
Моряки говорят, что все сезоны море меняет цвет и характер. Но особенно оно доставляет хлопоты зимой, поэтому в декабре и январе судно находится в порту. "Море мы любим за прекрасный вид, за восход и закат, ощущения в море другие. Но красота не только прекрасна, она и опасна. В северной части Каспийского моря мелководье замерзает. Риск высок, поэтому мы соблюдаем скорость, чтобы не наткнуться на льдины. Также в мороз подмерзает верхняя палуба. Мы постоянно чистим ее, чтобы никто не упал и не получил травму. Внутри корабля не холодно и не жарко, поскольку работает система кондиционирования. Находясь в море, особенно в холода, человек простывает или получает ушибы, поэтому у нас всегда под рукой медикаменты", - делится командир.
Постановка широкополосного акустического трала ШАТ-У (традиционное противоминное средство). © Капитан-лейтенант Адилет Багдабаев
© Министерство обороны РК
У командира и офицеров есть личные каюты, а также кубрик для личного состава. Особое значение на борту имеет питание. "Меню всегда соблюдается, за него отвечает не только повар, но и дежурный по кораблю. Корабельное хозяйство ведет боцман. Это всегда вкусная и полезная еда. Мы делаем исключение в дни рождения, празднуем тортом и дарим имениннику на память кружку с изображением корабля, для нас это стало доброй традицией", - с улыбкой рассказывает Медет.
© Капитан-лейтенант Адилет Багдабаев
© Министерство обороны РК
Экипаж как одна семья, море военнослужащие называют мамой, а корабль издавна стал их домом. "Мы все друг другу братья. Мы шутим, что корабль наш дом номер один, а настоящий дом, где наши семьи, это дом номер два, потому что больше времени проводим на судне. Мама - потому что кормит нас. За кораблем обязательно следим, чтобы были чистота и порядок", - поясняет Султанов.
© Министерство обороны РК
Здесь тепло встречают новичков. Перед службой происходит так называемый процесс оморячивания, когда новоиспеченный выпивает морскую воду и проходит обряд посвящения в ряды сослуживцев.
"Новички военнослужащие три месяца проходят подготовку в учебном центре, участвуют в практических занятиях на корабле, только после этого допускаются к настоящей службе. Рост для моряка неважен, вес — он должен быть подтянутым. Моряк не должен быть слабохарактерным. Мы верны морю, несмотря ни на что", - говорит молодой человек.
Процесс оморячивания. © Капитан-лейтенант Адилет Багдабаев
Как отмечает командир, в рядах мужественных моряков есть и представительницы прекрасного пола. "Лично на нашем корабле женщин нет, но на гидрографическом судне "Жайык" служат две. Это главный старшина Жанар Ибраева и старшина первой статьи Дарья Тереченко", - говорит командир.
© Капитан-лейтенант Адилет Багдабаев
Даже находясь на службе, каждый моряк все равно думает о своих родных и близких. "Конечно, экипаж скучает по дому, потому что у многих есть семьи, дети, девушки. Мы всегда хотим их увидеть и обнять. Но понимаем, что приняли присягу и должны следовать этому пути. Ребятам можно брать в море личные вещи. Когда становимся на якорь, где ловит сотовая связь, все спешат пообщаться с семьями. Иногда мы бываем отрезаны от мира, последних событий. Все новости мы узнаем по возвращении на базу. Например, о том, что президент поменялся, мы узнали у причала. Мы сразу включили телевизор и посмотрели инаугурацию нового президента страны", - добавил собеседник.
© Министерство обороны РК
После службы перед сном моряки обычно поют, играют на гитаре, играют в шахматы и шашки. И с нетерпением ждут возвращения на сушу и встречи с родными.
Справка: 2 апреля 1993 года Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым был подписан указ "О создании Военно-морских сил Республики Казахстан". Через четыре года указом Верховного главнокомандующего Казахстана ВМС как вид Вооруженных сил были расформированы. 7 мая 2003 года последовал указ Президента Казахстана "О мерах по дальнейшему совершенствованию структуры Вооруженных сил Республики Казахстан". Фактически с этой даты и начался отсчет казахстанских Военно-морских сил.
Показать комментарии