counter.yadro.ru
МИКС
27 августа 2019 | 08:40

"Мухтар Ауэзов меня сильно отругал". Воспоминания о жизни скульптора Хакимжана Наурызбаева

ПОДЕЛИТЬСЯ

Хакимжан Наурызбаев  Хакимжан Наурызбаев

Сегодня первому казахскому скульптору Хакимжану Наурызбаеву могло бы исполниться 94 года. TengriMIX вспоминает, как талантливый деятель искусства проходил свой путь к славе.


Сегодня первому казахскому скульптору Хакимжану Наурызбаеву могло бы исполниться 94 года. TengriMIX вспоминает, как талантливый деятель искусства проходил свой путь к славе.

Хакимжан Есмаханович Наурызбаев прошел тернистый и извилистый путь к вершинам, который не обошелся без счастливых случайностей.

В своей автобиографии основатель казахской школы скульптуры Хакимжан Наурызбаев указывает, что родился 27 августа 1925 года в ауле № 1 Мендигаринского района Кустанайской области.

Он рано потерял мать - Ракыш Наурызбаева умерла в 1934 году. Отец, Есмахан Наурызбаев, до Октябрьской революции работал коновалом в аулах. С 1932 года он работал ветеринарным санитаром, ветеринарным фельдшером в колхозах области, плотником, кузнецом, шорником. Затем долгие годы жил у сына в Алма-Ате.

В 1934 году Хакимжан пошел в школу. Рисование и, особенно, лепка интересовали его с раннего детства. Когда началась Великая Отечественная война, пришлось бросить учебу. Работая пастухом, а затем в колхозной кузнице, мальчик продолжал заниматься лепкой. На районном смотре самодеятельного искусства он получил премию за бюсты Джамбула и Горького.

А вот так эти события вспоминает председатель Совнаркома республики Нуртас Ундасынов.

"Слово "скульптор" заставляет меня поделиться одной своей радостью. Заканчивался самый тяжелый для нашей родины 1942 год. Шла кровопролитная битва в Сталинграде с ордой фашистов не на жизнь, а на смерть. Я в это время находился в Кустанайской области по делам хлебозаготовок. В один из морозных (он доходил до 50 градусов) дней мы посетили далекий Узункульский район. Мы в кабинете председателя райисполкома. На столе бюсты М. Горького и Джамбула. Сразу бросилось в глаза: они - не профессиональные произведения. Нам местные товарищи объяснили, что этим делом занимается их "одноглазый мальчик". Мы беседуем с ним. Хаким Наурызбаев окончил семилетку, в связи с тяжелыми материальными условиями родителей он поступил на работу в райисполком делопроизводителем. В свободное от работы время занимается лепкой. После выяснения о его желании учиться я попросил председателя Кустанайского облисполкома Д. Керимбаева доставить его в Алма-Ату".

В 1943 году Хакимжана вызвали в Алма-Ату для продолжения образования в художественном училище. А через год правительство направило его на подготовительное отделение Московского архитектурного института.


Хакимжан Наурызбаев за работой над памятником Маншук Маметовой

Учиться в самом институте не позволили шесть классов образования. Но в 1945 году Наурызбаев поступил на скульптурный факультет Харьковского государственного художественного института, куда его пригласила педагог и наставница Ольга Кудрявцева, которая познакомилась с талантливым парнем еще в Алма-Ате, где находилась в эвакуации. Работая под руководством Кудрявцевой, он создал первую большую работу "Молодой шахтер", целый ряд композиций на национальные темы: "Көк-пар", "Юноша с беркутом", "Встреча победителя". Скульптуры "Голова молодого Джамбула", "Встреча победителя" экспонировались на Всесоюзной художественной выставке в Москве.


Хакимжан Наурызбаев

Дипломной работой Наурызбаева в 1951 году стал "Джамбул на лошади" (конная группа). В том же году он вернулся в Алма-Ату. Начал преподавать в художественном училище, в 1952 году добился открытия скульптурного отделения.

В декабре 1951 года художник Наурызбаев был принят в члены Союза советских художников Казахстана, а в марте 1952 года - Союза художников СССР. Работал председателем правления Союза художников Казахстана, неоднократно избирался членом правления Союза художников СССР, Казахстана.


Рабочий вариант памятника Канышу Сатпаеву

Путь Наурызбаева в творчестве был труден не только потому, что его молодые годы пришлись на суровое военное время. Одаренный талантом ваятеля Хакимжан имел только половину зрения. Так писал искусствовед Анисимов о том, что Хакимжан видит только одним глазом: "Нечего и говорить, как важно для скульптора видеть объем двумя глазами, иначе приходится работать во многом интуитивно, на ощупь. Так что в любой работе Хакимжана, помимо мастерства, есть еще и большая доля мужества, трудолюбия, преданности искусству".

За памятник Абаю, установленный на пересечении проспектов Абая и Достык (ранее проспект Ленина), его выдвигали на Ленинскую премию. Его отказ вызвал множество эмоций и непонимания: "Когда Абая представили к премии, я гордо встал и сказал следующее: "Я еще молод, только начинаю трудиться. И если я получу Ленинскую премию, то перестану трудиться, успокоюсь на достигнутом, поэтому я отказываюсь от премии". Когда я это говорил, Галина Уланова сидела и осуждающе качала головой, а о реакции Мухтара Ауэзова и говорить не приходится. За этот поступок он меня сильно отругал".

Ауэзову, который был консультантом этой работы, первый эскиз памятника Абаю не понравился. Он резко раскритиковал автора. Скульптор впал в депрессию, но потом собрался с силами и выдал новую концепцию, которую Ауэзов с радостью утвердил.

Кстати, было время, когда памятник Абаю хотели снести и вместо него поставить скульптуру Ленина, но монумент отстояли. Наурызбаеву предлагали даже несуразную идею - поставить "Абая" на противоположной стороне площади, то есть спиной к проспекту и лицом к Дворцу Ленина. Вопрос решился в высокой инстанции, и последнюю точку в этой истории поставил Леонид Ильич Брежнев, отреагировавший на жалобу архитекторов Дворца Ленина гневно, сказав, что их действия попахивают шовинизмом. После этого памятник Абая "оставят" в покое, он останется на своем месте, но позади него все-таки построят Дворец культуры.

"Бронзовый Абай" Хакимжана Наурызбаева

Затем Хакимжан Наурызбаев работал над созданием скульптурного образа Шокана Уалиханова. И снова спорил, не соглашаясь с мнением большинства:

"Мне рекомендовали поставить Шокана ближе к зданию Академии наук. Я был категорически против. Потому что академия это академия, и к ней Уалиханов никакого отношения не имеет. А просто привязывать великого ученого к зданию никакого смысла нет. Мы с соавтором, потомком Шокана Шотой Уалихановым, отстояли свою точку зрения…"

В архиве Наурызбаева сохранились рисунки, наброски, эскизы, сделанные в годы учебы в Харькове.

В 1951 году скульптором выполнен портрет Амангельды Иманова, являющийся частью задуманного скульптором конного памятника. Продолжением цикла работ, посвященных Джамбулу, является фигура "Юный Джамбул", законченная к выставке к 40-летию советской власти.

Но не только исключительные, вошедшие в историю народа личности интересовали скульптора. Он лепил портреты своих современников, чабанов и свекловодов, металлургов и механизаторов. В галерее героев его землячки - Герои Социалистического Труда: трактористка, депутат Верховного Совета СССР Камшат Доненбаева, машинист электровоза Вера Ивановна Политкина из Рудного.

"Я всем сердцем люблю своих земляков, создать образ современника - самое большое счастье для меня", - писал в своих воспоминаниях художник.

По его проектам сооружены скульптурные памятники Амангельды Иманову на родине, в Костанайской области, Жамбылу Жабаеву в Таразе.

Хакимжан Есмаханович преподавал в Алма-Атинском художественном училище, Алма-Атинском архитектурно-строительном институте, Алма-Атинском государственном театрально-художественном институте имени Жургенова.

Скульптор продолжал работать и в преклонные годы.

"Я еще живу мыслями о будущих памятниках - столько замыслов! Поэтому, наверное, я проживу еще долго", - писал восьмидесятилетний Наурызбаев. Народный художник Казахстана умер 4 сентября 2009 года.

Документы отца в архив передала его дочь Раушан Наурызбаева. Она сама преподаватель рисования и черчения. Сыновья Наурызбаева - скульптор Рахимжан Хакимжанович и архитектор Нуртас Хакимжанович - к сожалению, уже ушли из жизни. Из трех внучек скульптора профессию, близкую к делу деда, выбрала младшая - Айжан.

Зауре Тлеубердина, сотрудник отдела по работе с архивами и историко-документальными коллекциями личного происхождения Центрального государственного архива Министерства культуры и спорта Республики Казахстан.

Читайте также