Необъятная территория Казахстана хранит в себе множество древних находок и уникальных памятников истории, которые приоткрывают нам завесу событий вековой давности. TengriMIX расскажет об уникальном древнем городище, через который проходил Великий шелковый путь.
Необъятная территория Казахстана хранит в себе множество древних находок и уникальных памятников истории, которые приоткрывают нам завесу событий вековой давности. TengriMIX расскажет об уникальном древнем городище, через который проходил Великий шелковый путь.
Мы публикуем материал, который подготовили совместно с недавно скончавшимся ученым Арнабаем Нуржановым. Это его последнее интервью в СМИ.
Уже на протяжении семи лет ведутся археологические исследования средневекового городища Кастек, которое находится в двух с половиной километрах от одноименного села Кастек в Алматинской области, на левом побережье реки Кастек, у подножья горы Суык-Тобе, на высоте 1 296 метров над уровнем моря.
По словам главного научного сотрудника Института археологии имени А. Х. Маргулана Арнабая Нуржанова, сейчас Кастек - это единственный в Казахстане памятник археологии, на котором ведутся широкомасштабные археологические исследования. За 600-летнюю историю городища его территорию населяли народы Западно-Тюркского, Карлукского каганатов и Караханидского государства.
Аэрофотоснимок городища Кастек
Изначально город Кастек служил в качестве военной ставки Западно-Тюркского каганата в начале VII века. Перевал Кастек издревле связывал долины Шу и Или. Упоминания об этом перевале сохранились в источниках ХV века, описывающих поход Великого Тимура, датируемый 1375 годом. Во времена Казахского ханства территория города стала называться, как зимняя стоянка - Кыстак. В 1859 году недалеко от территории города было сооружено укрепление Кастек. Название Кастек - это искаженный вариант "Кыстак".
В эпоху Средневековья через перевал Кастек пролегал Великий шелковый путь по южному направлению в города Навакет, Суяб, Баласагун, Ферганскую долину и Самарканд. Восточное направление шло в городища Алматы, Талгар и в сторону Китая.
Как утверждает археолог, в средние века местные дороги находились под контролем тюрков, по этой причине Кастек являлся единственным перевалом, откуда купцы из Средней Азии могли беспрепятственным коротким путем попасть на территорию Китая. Кастек стоял на разветвлении Шелкового пути и был буферной зоной культурного взаимодействия, о чем свидетельствуют обнаруженные на территории артефакты.
Аэрофотоснимок городища Кастек
"Археологические раскопки проводятся на территории Кастека с 2013 года и проходят каждый полевой сезон в течение трех месяцев. К участию в раскопаках привлекаются пять сотрудников археологического института и 20 лаборантов-землекопов", - рассказал Арнабай Нуржанов.
При раскопках городища Кастек было собрано большое количество изделий из железа, включая предметы труда и вооружения, конского снаряжения, украшения, кости животных, стеклянные изделия, бусы и керамику. Анализ находок и письменных источников, проведенный археологами, показал, что город эпохи Средневековья был центром мелкого товарного производства. Ремесленник, работавший на рынке или на заказ, и торговец, реализовывавший готовую продукцию, были главными действующими лицами городской экономики средневекового Кастека.
Наконечники стрел, найденные во время раскопок в Кастеке
Кузнечное ремесло занимало важное место в городе. Значение железа и его производных, стали и чугуна, в истории цивилизации невозможно переоценить. Именно черный металл был основным материалом при изготовлении орудий, используемых в земледелии, строительстве, транспорте. Черный металл активно использовался в военном деле для создания защитного и наступательного вооружения.
Отличительной особенностью металлообрабатывающего производства Жетысу в X-XIII веках было использование булатной стали, которая обладает уникальной структурой и специфическими свойствами. Изделия из булатной стали были обнаружены в городище при проведении археологических раскопок, что весьма важно и примечательно. Известно, что металлурги Востока первыми применяли способы плавки металла и технологии обработки полученной стали, чем опередили европейских мастеров на много столетий вперед. Также анализ металлических изделий, найденных в городище Кастек, показал, что в способе сплава чугуна древние тюрки опередили Китай на 100 лет.
"Адреналин бьет ключом". Зачем туристы ходят в Кастекские пещеры
Медный котелок с изображением лотоса
Во время археологических раскопок также было обнаружено средневековое стекло. Особый интерес для археологов представляет графин, который удалось реставрировать с помощью графики и определить, что его декоративное оформление было выполнено в виде припаянных на туловище и горлышке цветных нитей. Графическая реставрация также помогла определить, что по линии полочки на внешней стороне крепилась нижняя часть основания ручки.
Стеклянный графин, найденный во время раскопок
Все доступные археологам материалы говорят о высоком развитии стекольного ремесла в Жетысу в домонгольский период. По всей вероятности, каждый более или менее большой город или поселение на территории средневекового Казахстана имел собственные стекольные мастерские. Наблюдается большое разнообразие изделий по их назначению: стеклянная посуда, предметы украшения, бытовые предметы и изделия технического назначения. В это время также начинают использовать глазированные изразцы для украшения архитектурных сооружений. Привозных изделий в Жетысу в этот период пока не выявлено.
Основным материалом из раскопок и сборов городища Кастек была керамика. На гончарном круге с помощью скульптурной лепки в древнем городе изготавливались кухонные горшки и сосуды, котлы, пиалы, тарелки, кувшины и лампы.
Керамический сосуд с росписью
Одним из необычных артефактов, обнаруженных во время раскопок, стала зубная щетка. Костяная палочка длиной чуть больше десяти сантиметров из компактной кости животного, светло-желтоватого цвета, плотная и массивная. Основа зубной щетки представляет собой узкую массивную лопаточку с длинной цилиндрической ручкой. По всей видимости, с одной стороны выступала щетка из конского волоса, оборотная же сторона - хорошо заполированная, как и обычная зубная щетка. Артефакт был найден в слое ХІ века древнего городища.
Средневековая зубная щетка
На территории городища Кастек также были обнаружены женские заколки для волос. Как предполагают археологи, в технологии изготовления палочек - заколок для женских причесок - были использованы сухожилия молодых павших животных. Однако есть вероятность, что заколки и зубные щетки были завезены в Кастек торговцами по Шелковому пути из восточных стран.
Средневековая женская заколка для волос
Во время раскопок археологи обнаружили еще одну необычную находку - шахматную фигуру, вырезанную из слоновой кости. Фигура изготовлена как зооморфная стилизация птицы Рух, аналогом которой является шахматная фигура "слон". Данная находка свидетельствует не только об интенсивных экономических контактах жителей региона с другими оседло-земледельческими цивилизациями, но и о наличии игровой культуры и распространенности игры в шахматы у тюрков Средневековья.
Средневековая шахматная фигура
Одними из важнейших находок на территории Кастека на данный момент являются скальпель и пинцет. Тюркская этномедицина включала в себя хирургические технологии, о чем свидетельствуют эти предметы. Археологи предполагают, что здесь производились хирургические операции вскрытия и зашивания мягких тканей, о чем свидетельствует отверстие на макушке пинцета для медицинской нити, которая, скорее всего, изготавливалась из кожи животных.
Средневековые пинцет и скальпель
На территории памятника Кастек были обнаружены и глиняные алтари, известные на средневековых памятниках Средней Азии, Южного Казахстана и Юго-Западного Жетысу. Археологические исследования показали, что подобные алтари могли использоваться для разжигания огня, установки скульптур и в качестве жертвенников для богов.
Двухступенчатый алтарь
Интерес археологов вызвали также остатки керамического кувшина грушевидной формы с изображением капюшона кобры и креста. По словам археологов, кобра символизирует изначальную инстинктивную природу, прилив жизненной силы и потенциальную энергию, воодушевляющий дух. Это посредник между небом и землей, между землей и подземным миром. Змея ассоциируется с небом, землей, водой и в особенности с Космическим Деревом. В древности со змеей связывали идею непрерывности жизни, постоянного ее "оживления" после смерти на примере сбрасывания кожи, идею бессмертия и неиссякаемого плодородия.
Графическая реставрация сосуда с изображением змеи-кобры и креста
Крест - один из наиболее распространенных символов, нередко олицетворяющий высшие сакральные ценности, который сосредотачивает в себе все человеческие знания, и в этом еще одно проявление его универсальности.
Во время летне-осенних работ в городище был найден фрагмент изделия из кожи с растительным орнаментом, обшитым золотой ниткой. В сознании средневековых ремесленников их ремесло было окружено ореолом божественного происхождения. Мастера были убеждены, что их ремесло даровано людям определенным божеством. В связи с этим к нему обращались с молитвами при начале работы или с просьбами о помощи в ходе ее осуществления. Постепенно сложился определенный пантеон богов-покровителей отраслей ремесленного производства, связанный с мифологией.
Фрагмент изделия из кожи с растительным орнаментом, обшитым золотой ниткой
Как отмечает главный научный сотрудник Института археологии Арнабай Нуржанов, средневековый Жетысу - это один из крупных культурно-исторических регионов Казахстана, где сохранились древние интереснейшие артефакты, в том числе и относящиеся к городской культуре, с древними караванными путями. Благодаря археологическим исследованиям решен ряд вопросов археологической и исторической географии, получено представление о развитии здесь своеобразной цивилизации.
Ритуальный сосуд
В Кастеке жили и пересекались представители разных культур и конфессий, таких как зороастризм, буддизм, христианство и ислам.
В окрестностях города все еще видны следы древних оросительных систем. Во время исследования округа городища Кастек найдены водопроводные трубы. Жители средневекового города выращивали пшеницу, просо, ячмень и виноград, подтверждением чему служит обнаружение семян сельскохозяйственных культур во время раскопочных работ и анализ найденного материала.
Водопроводная труба в средневековом городе
"Если не провести реставрационные работы раскопа, лет через 10 памятник исчезнет, так как основным строительным материалом городища является сырцовый кирпич, который под естественным природным воздействием разрушится", - резюмировал археолог.
Главной целью археологов является сохранение древнего города, его реставрация и сооружение навеса, а также продолжение археологических раскопок в предстоящем полевом сезоне.
Нуржанов Арнабай Абишевич - кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Института археологии им. А.Х. Маргулана. Родился 12 июня 1957 года в селе Подгорное Луговского района Джамбульской области. Окончил в 1978 году КазПИ имени Абая по специальности "история". В 1983-1991 годах - младший научный сотрудник Института истории, этнологии и археологии им. Ч. Валиханова. С 1991 года по 27 мая 2021 года работал в Институте археологии имени А.Х. Маргулана. Защитил диссертацию на тему "Средневековые города на участке Шелкового пути от Тараза до Аспары". С 1980 по 1984 год работал секретарем Алатауского РК ЛКСМ Казахстана в городе Алматы. В 1993 году стал лауреатом премии молодых ученых им. А.Х. Маргулана. С 1984 года и до конца жизни был научным сотрудником Института археологии им. А.Х. Маргулана.
С 1988 года был начальником отряда ЮКАЭ, с 2010 года - начальник Жетысуйской археологической экспедиции Института археологии им. А.Х. Маргулана. Высококвалифицированный специалист в области археологии, цивилизационного взаимодействия культур на территории Юго-Восточного Казахстана, изучения происхождения и развития городской цивилизации в Казахстане, Центральной Азии, автор и соавтор более 170 научных работ.
Областью научных исследований Арнабая Нуржанова были средневековые города Южного Казахстана и Жетысу (фортификация городищ, топография, вопросы локализации и хронологии), генезис и развитие оседлой и городской культуры на юге и на юго-востоке Казахстана, а также эволюция специфических и всеобщих характеристик средневековой городской культуры Казахстана. Неоднократно выступал с научными докладами на международных конференциях и совещаниях как в Казахстане, так и за рубежом: в России, Испании и Туркменистане. Как ученого, его отличала принципиальная научная честность, профессионализм, исследовательский талант и харизма, всегда привлекавшие к нему учеников и последователей.
Нуржанов Арнабай Абишевич скончался 27 мая 2021 года.