counter.yadro.ru
МИКС
07 мая 2017 | 09:12

Летчик из Казахстана, ставший последним Героем СССР

Нурлыайым Нурсаин Корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Николай Майданов (в центре) после вручения ордена Ленина и медали Золотая звезда. © pochta-polevaya.ru Николай Майданов (в центре) после вручения ордена Ленина и медали Золотая звезда. © pochta-polevaya.ru

Он был живой легендой авиации, на его счету сотни спасенных с поля боя солдат, а за его голову моджахеды обещали миллионы. Он единственный в СНГ офицер, дважды награжденный звездой Героя за боевые заслуги - последний Герой Советского Союза и Герой России - Николай Майданов - уроженец Западного Казахстана. Именно об этом выдающемся человеке TengriMIX рассказывает вам сегодня, в День защитника Отечества.


Он был живой легендой авиации, на его счету сотни спасенных с поля боя солдат, а за его голову моджахеды обещали миллионы. Он единственный в СНГ офицер, дважды награжденный звездой Героя за боевые заслуги - последний Герой Советского Союза и Герой России - Николай Майданов - уроженец Западного Казахстана. Именно об этом выдающемся человеке TengriMIX рассказывает вам сегодня, в День защитника Отечества.

Папа - казах, мама - немка, а он - летчик. При рождении будущий герой получил имя Каиргельды. Но там, где он родился - в поселке Таскудук Уральской области - преобладало русское население, отчего прозвали его Колей. Так он им и остался, даже когда подрос.

После окончания школы Николай вместе с закадычным другом Алешей поехал в училище гражданской авиации в Актюбинске и поступил. А вот приятель его не смог пройти медкомиссию, отчего Майданов отказался там учиться. Уже тогда он был верен заповеди не бросать товарищей в трудную минуту. Однако небо его манило, посему Николай, отслужив в армии Советского Союза, отправился на учебу в Саратовское летное училище. А потом началась служба в военных округах.

В 1984 Майданова направили в первую командировку в Афганистан и еще раз спустя 3 года.Хотя летчик, как многие, мог отказаться вновь возвращаться в пекло боевых действий, он этого не сделал. Именно во время второй командировки к нему пришла слава летного аса. Он выходил невредимым из любых ситуаций, доставлял груз в самые непроходимые районы, спасал товарищей, которые, казалось, обречены на верную гибель. Говорят, что за сбитый МИ-8 Майданова душманы предлагали 2 миллиона афгани (по тем временам около 200 тысяч долларов) и даже листовки об этом развешивали.


Майданов (справа) со своим боевым товарищем Владимиром Новиковым. © pochta-polevaya.ru

"Такие, как он, никогда не думают об опасности, если речь идет о спасении других", - говорили офицеры, знавшие Николая Саиновича.

Они вспоминают, как в 1988 году, когда в вышине сиротливо кружила пара МИ-24, достреливая свой боезапас по "черным аистам" (диверсионно-истребительный отряд афганских моджахедов) Евдокимов, командир одного из двух сбитых вертолетов, посмотрел на небо и внятно произнес: "Если подкрепления через 50 минут не будет, по моей команде дергаем кольца гранат и подрываемся". Никто не возразил.

Душманы тем временем обрушили шквальный огонь на крошечное кольцо советских солдат. Через 15 минут показались шесть МИ-8 и десять МИ-24, летящих на выручку. На первой "восьмерке" шел Николай Майданов. Вытворяя чудеса пилотажа, он умудрился найти такую точку ожидания на земле, где на вертолет успели загрузиться все, кроме одного. Сильно перегруженный борт, задрав хвост и почти бороздя носом землю, едва оторвался от площадки и сменил место ожидания. И тут раздался спокойный голос Майданова: "Или забираем всех, или все остаемся". Этот последний, совсем еще мальчишка, нашелся почти сразу. К тому моменту моджахеды были уже в пятидесяти метрах. Разом прекратив стрелять, они понимали, что взлететь и уйти из их рук эти шурави (историческое название советских военнослужащих в Афганистане) не смогут. На борту находились 46 человек - взлететь можно было только с разбега. Машина, вибрируя, медленно и тяжело разогналась по узкой горной тропе. И в тот момент, когда шасси оторвались от земли, "взлетная полоса" кончилась, Майданов буквально бросил ее в стометровую пропасть. Вертолет каким-то чудом сумел добраться до своих.


© pochta-polevaya.ru

С афганской войны летчик вернулся с орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, "За службу в Вооруженных Силах СССР" III степени, медалью "Золотая Звезда" и званием Героя Советского Союза. Он стал последним, кто был удостоен этой награды.

После распада Союза в 1991 году Майданов, окончив летную академию имени Гагарина, вернулся домой, в Казахстан. Сразу обратился в Министерство обороны, и ему предложили должность командира полка в Таразе. Но тогда молодая казахстанская авиация сидела на голодном пайке: не было горючки, полеты практически не проводились. А для такой деятельной натуры как Николай Саинович вынужденное безделье было просто невыносимым. После долгих раздумий он уехал в Россию. Это было в 1997 году. Там ему предложили место в штабе, но он, отказавшись, начал службу в Северо-Кавказском военном округе.


© vertoletciki.forumbb.ru

В 1999-2000 годах командир 325-го отдельного транспортно-боевого вертолетного полка, полковник Николай Майданов принимал участие в антитеррористической операции российских войск в Чеченской Республике. Там он снова показал себя первоклассным летчиком. Российские журналисты до сих пор вспоминают, как 28 января 2000 года они едва не попали в плен. Майданов спас командующего войсками Северо-Кавказского округа генерал-полковника Казанцева и группу журналистов. А на следующий день он совершил свой последний вылет, когда эвакуировали группу десантников, попавших в засаду. Огонь боевиков был сосредоточен на командирской машине. Пуля снайпера угодила в приборную доску и срикошетила в грудь Николая Саиновича, попав в область сердца. Но летчик не выпустил штурвала из рук. Уже в момент набора высоты он снова был тяжело ранен в шею. Поврежденными оказались важнейшие артерии, перебиты шейные позвонки. Однако Майданов продолжал управлять винтокрылой машиной и почти довел ее до базы. И лишь убедившись, что все спасены и никому не угрожает опасность, Николай Майданов передал штурвал второму пилоту и умер на руках у борттехника. Умер в небе, которое он так любил.


Майданов с женой Татьяной и сыновьями Рустамом и Сергеем. © pochta-polevaya.ru

За свои подвиги в Чечне он получил звание Героя Российской Федерации посмертно. Похоронили офицера с казахскими корнями в Санкт-Петербурге на Аллее Героев Серафимовского кладбища. Почтить его память в тот день пришли губернаторы областей, руководитель администрации президента России и тысячи людей в погонах.

По материалам: dialog.kz, sarbaz.kz, kommersant.ru, express-k.kz

Нурлыайым Нурсаин

Читайте также