Культовое произведение искусства, созданное голландским художником Рембрандтом, удалось отреставрировать и вернуть к первоначальному размеру впервые за триста лет. TengriMIX расскажет, как искусственный интеллект помог отреставрировать шедевр мирового искусства.
Культовое произведение искусства, созданное голландским художником Рембрандтом, удалось отреставрировать и вернуть к первоначальному размеру впервые за триста лет. TengriMIX расскажет, как искусственный интеллект помог отреставрировать шедевр мирового искусства.
"Ночной дозор" считается одной из величайших картин голландского Золотого века и ярким примером мастерского применения игры светотени в искусстве. Полотно было написано художником в 1642 году для роты из Стрелкового общества Нидерландов. Большие куски были срезаны с четырех сторон картины в 1715 году, чтобы массивное полотно поместилось на стене здания ратуши в Амстердаме.
Оригинальный "Ночной дозор" с вырезанными частями с четырех сторон
В оригинале Рембрандт назвал картину "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга" в честь заказчиков. Однако после ее обнаружения в XIX веке полотно было переименовано в "Ночной дозор" из-за того, что лак, нанесенный на полотно, стал со временем темнеть. Казалось, что персонажи картины изображены на темном фоне. Вскоре лак с картины был снят, и полотно прошло через ряд реставраций, с помощью которых удалось выяснить, что действие происходит днем. "Ночной дозор" Рембрандта представлен в Рейксмузеуме в Амстердаме, где полотно находится под защитным стеклом во избежание повреждений.
Несмотря на то что оригинальные вырезанные из произведения искусства полоски были выброшены и навсегда потеряны, другой голландский художник того времени, предположительно Геррит Люнденс, сделал копию полотна. Основываясь на копии, ученые с помощью искусственного интеллекта воссоздали недостающие части "Ночного дозора", которые были напечатаны и добавлены к картине.
Части полотна, которые были вырезаны и отреставрированы на основе копии, приписываемой Герриту Люнденсу
"Это не оригинальные части, но я думаю, что они дадут вам совсем иное представление о композиции", - сказал директор Рейксмузеума Тако Диббитс в интервью для Reuters.
Центральная фигура картины - капитан Франс Баннинг Кок - теперь смещена от центра, как и задумывалось Рембрандтом, что делает сцену на картине более динамичной. Часть фигуры барабанщика, входящего в картину справа и заставляющего лаять собаку, также была восстановлена. Три восстановленные слева фигуры являются зрителями, а не членами роты. По словам директора Рейксмузеума, был воссоздан эффект, которым Рембрандт намеревался привлечь внимание зрителя к картине.
Результат реставрации с помощью искусственного интеллекта
В ходе реставрации использовались сканеры, рентгеновские лучи и цифровая фотография полотна в сочетании с данными, полученными из копии Люнденса, чтобы воссоздать недостающие полосы. Искусственный интеллект сравнил оригинал с копией, а затем учился стилю Рембрандта, чтобы передать стиль и цвет более детально. Однако, как утверждают реставраторы, данное восстановление не является наилучшим из возможных и техника реставрации еще может усовершенствоваться.