counter.yadro.ru
МИКС
26 апреля 2020 | 09:15

Казахстанские художники поборются за приз в 30 тысяч долларов в Гонконге

ПОДЕЛИТЬСЯ

©Алмагуль Менлибаева ©Алмагуль Менлибаева

Художники из Казахстана Алмагуль Менлибаева и Александр Угай попали в шорт-лист конкурса The Sovereign Asian Art Prize. TengriMIX расскажет, как казахстанцам удалось опередить зарубежных конкурентов.


Художники из Казахстана Алмагуль Менлибаева и Александр Угай попали в шорт-лист конкурса The Sovereign Asian Art Prize. TengriMIX расскажет, как казахстанцам удалось опередить зарубежных конкурентов.

На гран-при в 30 тысяч долларов претендует 31 художник. Финалистов The Sovereign Asian Art Prize выбрали из 88 участников. Выставку-аукцион в Гонконге планируют провести в мае.

Остров со счастливым народом 

Алмагуль Менлибаева - мультимедиа-художник. Она работает с видео, фото, цифровым изображением, многоканальными видеоинсталляциями. На протяжении долгого времени алматинка работает как в Казахстане, так и в Германии.

Алмагуль Менлибаева на съемках в Самарканде, Узбекистан, для Лахорского Биеннале 02, Пакистан. ©Из личного архива Алмагуль Менлибаевой

"Я пришла к фотографированию и видеосъемкам вынужденно. Делая свои перформансы, в которых участвовала и в качестве модели, для документации приглашала фотографа и оператора. После проектов они неожиданно потребовали авторство на изображения моих идей. Чтобы больше не сталкиваться с такой проблемой, потратила все свои деньги на технику и стала сама организовывать съемки. Первый опыт был провальным, но я поставила себе цель овладеть мастерством", - вспоминает Алмагуль. 

Перформанс проекта "Мой Шелковый путь к тебе" на выставке в проекте Uly dala hikayalary в 2018 году в Шымкенте, в образе Молдир Зияева. ©Алмагуль Менлибаева 

Так проблемы помогли художнице развивать свое творчество. Она считает, что возможности создавать оригинальные произведения - безграничные. Алмагуль нравится визуализировать фантастические миры прошлого и будущего. 

"Мадонна Великой степи", 2010 год. Художественный принт, проект из фильма "Молоко для ягнят". Пересмотр образа архетипа материнства и его современной позиции. ©Алмагуль Менлибаева

"У современной фотографии большие возможности, особенно если умеешь совмещать с другими художественными техниками. Для меня главное - воображение. Используя его, я создаю свои миры.  Я развиваю казахское искусство через цифровые технологии и подхожу к нему как живописец, график и дизайнер. Фотография - это персональный и интимный процесс наблюдения и концентрации", - делится Алмагуль. 

"Трансоксианские сны" - проект о глобальной экологической катастрофе Аральского моря, 2011 год. ©Алмагуль Менлибаева

Мотивацию художница получает и от современных образов. Работа "Каспийские пальмы" выбрана 88 международными профессионалами искусства на The Sovereign Asian Art Prize в финальный список 31 кандидата из более 600.  В ней она творчески интерпретировала нефтяные вышки на Каспии в экзотические пальмы и даже создала легенду для фотографии об экономическом чуде. Алмагуль называет ее иронической.

"На острове каспийских пальм живет счастливый народ, созданный из древнейшей крови титанов. Его представители достигают весьма преклонных лет. Их жизнь сопровождается песнями, танцами. Остров этот всегда ярко освещен, его климат - благодатен. Каспийские пальмы являются для местных жителей храмами, на их вершинах справляется всем обществом культ мира и звучат святые гимны спасения китов. На острове неизвестны раздоры и болезни. Смерть приходит к народу как избавление от пресыщения жизнью в экономическом чуде, и они, испытав все наслаждения, бросаются в море", - рассказывает автор о фантастической картине. 

Художественный принт "Каспийские пальмы", 2018 год. ©Алмагуль Менлибаева

Идеи могут рождаться эвристически

На этой же выставке свое творчество представит кызылординец Александр Угай. Свою необычную работу он назвал "Обскуратон № 8". На выставке он хочет представить новое отношение к формам и способам фиксации и архивации мест исторической памяти.

"Обскуратон" - это сложная камера обскура. В ней множество отверстий, объективов, которые снимают пространство вокруг и смешивают полученное множество проекций на внутренних стенках камеры. Каждый раз проектируется новая камера  с учетом исторического контекста и архитектурной пластики, таким образом ее  внешний вид принимает знаковую, символическую форму места. Съемка на обскуратон позволяет не только одновременно совершать работу с пространством, историческими слоями и фотодокументацией, но и соединять все элементы в топологические сущности и образы", - говорит Александр. 

Александр Угай. ©Из личного архива Александра Угай

Обскуратон № 8" по форме объединяет скульптуру We Lost художника-минималиста Тони Смита и "Триумфа Астаны" - здания, построенного в стиле сталинского ампира в Нур-Султане. Камера была установлена во дворе алматинских хрущевок, символа утопического жилищного проекта 1960-1970 годов. В итоге обскуратон связал символическое, идеологическое и функциональное в едином тревожном образе.

"Обскуратон №8". ©Александр Угай

Александр больше 20 лет занимается различными художественными практиками в области современного искусства.

"Интерес к творчеству был с детства. Практическая же фотография началась во время учебы в Санкт-Петербурге. Я случайно попал в фотостудию, понравилось, и возникло желание стать фотографом. Для меня фотография, как и другие формы выражения, не самоцель, а средство, наверное, поэтому я так и не стал профессионалом в строгом смысле слова. Ремесленный аспект важен, но возникающие идеи и ситуации часто требуют иного подхода, а некоторые и вовсе выпадают из "формул". Идеи могут рождаться из прошлого опыта  или же извне, через наблюдение внешних феноменов, но все они, как мне кажется, связаны нитью некой сверхидеи. Загадка видимого и тайна невидимого являются для меня ядром тревоги и интереса, вокруг которого  витают идеи, химеры и прочие сущности", - говорит мужчина. "Обскуратон №5". ©Александр Угай

Художники подчеркивают особенный интерес мира к искусству современной казахстанской фотографии. В настоящее время Александр работает над новым фильмом в Южной Корее. В сентябре он планирует провести выставку в Art Sonje Center Сеуле, Южная Корея. Алмагуль осенью намерена заняться новыми съемками анимации.

"Мы из Техаса", 2002-2010 годы. ©Александр Угай

Гран-при в 30 тысяч долларов 

Премия The Sovereign Asian Art Prize считается одной из самых престижных в Азиатско-Тихоокеанском регионе, она была учреждена в 2003 году. Благодаря ее присуждению  ценители высокого искусства знакомятся с авторитетными фотохудожниками, приобретают их картины.

На конкурс мастера могут подать до трех своих работ. Жюри отбирает лучшие цифровые произведения. Они включаются в специальный список, затем выставляются в галерее Гонконга, где их уже оценивают зрители.

Обладателю гран-при вручат 30 тысяч долларов, а победителю в номинации "Народное голосование", набравшему наибольшее количество откликов по результатам онлайн-голосования, дадут 1 000 долларов. Также 5 000 долларов получит самая талантливая участница, очаровавшая жюри.

Произведения, включенные в список, за исключением обладателя гран-при, выставляются на аукцион. Половину выручки автор направляет на благотворительность.  

Казахстанцы могут поддержать соотечественников, проголосовав за их работы на сайте конкурса

Автор: Сахибам Садырова

Читайте также